Проанализируйте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
- Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца? В чем сходство и различие в образах «отцов» и «детей» притчи и повести?
- Определите, какую роль в раскрытии идейного содержания повести играет этот эпизод. Для чего в повесть введена тема «блудного сына»?
- Используйте цитаты из произведения для подтверждения своих аргументов.(3-4)
Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат во слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.
1. Композиция стихотворения "тройка" состоит из двух частей. Первая часть описывает идиллическую картину счастливого будущего крестьянской девушки, которая замужем за крестьянским мужем, у нее есть дети, и они все вместе счастливо живут в сельской местности. Вторая часть передает негативную картину жизни, в которой девушка оказывается в городе, разлучена с мужем и детьми, принуждена работать на фабрике и живет в нищете. Смысл, выявляемый при сопоставлении двух частей, говорит о том, что жизнь крестьянской девушки может быть полна драмы и трагичности в зависимости от выбора пути.
2. Оба жизненных пути, которые предоставляются поэтом крестьянской девушке, полны драматизма из-за социальных условий и ограничений того времени. Как крепостная крестьянка, она подчинена своим хозяевам и не имеет возможности свободно решать свою судьбу. Пушкин делает акцент на несвободе и независимости жизни крестьянской девушки, что приводит к трагическим последствиям независимо от выбранного пути.
3. В первой части стихотворения ключевые слова - "тройка", "был", "муж". Лексика в первой части отражает радость, счастье, покой и идиллию. Во второй части ключевые слова - "город", "мост", "фабрика", "холод". Лексика во второй части передает картину утраты, одиночества, отчаяния и нищеты. Характер лексики помогает понять смысл стихотворения, который заключается в противопоставлении идиллического и реального мира, иллюзии и реальности.
4. Первый путь, описанный в стихотворении, напоминает судьбу Дуни из "Станционного смотрителя" Пушкина. В обоих случаях женщинам предоставляется идиллическая иллюзия счастливого будущего, но реальность оказывается жестокой и трагической. Идиллия счастливого будущего для крепостной крестьянки была практически невозможна из-за социальных и экономических ограничений, которыми они были обусловлены в то время.
5. Лирическое "я" считает, что наиболее вероятной жизнью для крестьянской девушки является жизнь в городе, работа на фабрике и бедность. Причины ее трагической судьбы связаны с безысходностью и несправедливостью социального положения, в котором она оказалась.
6. Форма развернутого монолога придает тексту глубину и выразительность. Это позволяет поэту передать свои чувства и мысли более точно и убедительно. В тексте звучат чувства сожаления, предостережения и обреченности. Подтверждением этого является тон и содержание стихотворения, которые выражают печальную картину жизни крестьянской девушки.
7. Слова поэта "погрузишься ты в сон непробудный" означают, что крестьянская девушка будет жить без надежды на улучшение своей ситуации и без возможности реализовать свои мечты и амбиции.
8. Поэт считает, что обычная судьба крепостной крестьянки обрекает ее на бесполезность и отсутствие достижений. Фраза "бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь" представляет собой символическое описание безысходности и одиночества жизни крестьянской девушки в обстоятельствах, которые ей не позволяют развиваться и раскрыть свой потенциал.
9. Лирический герой сначала рисует картины безрадостного будущего, чтобы показать реальность и ограничения, которые она столкнется на своем пути. Однако, призыв не глядеть "с тоской на дорогу" олицетворяет просьбу не отчаиваться и искать смысл и радость в настоящем моменте, несмотря на трудности и неизбежность трагической судьбы.