Дюймовочка.
Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.
Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.
У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.
Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.
Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.
Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.
Автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.
Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.
"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войн
Объяснение:
Басня "Лягушки, просящие Царя" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1809 г. Дата написания произведения неизвестна.
Крылов относил эту басню к числу "переводов или подражаний". Она представляет собою переработку одноименной басни Лафонтена ("Les grenouilles qui demandent un roi"). Последняя в свою очередь восходит к басне Эзопа.
▪︎Мораль басни "Лягушки, просящие Царя" заключается в том, что порой люди жалуются на слишком мягкий характер своего начальника, но, когда на его место приходит бессердечный самодур, те жалеют, что не ценили старого начальника. Басня напоминает о том, как важно ценить то хорошее, что мы имеем в нашей жизни.
Также мораль басни состоит в том, что люди, которые не знают, чего хотят, и действуют необдуманно, чаще всего терпят неудачу в своих делах.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!..."
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
Дали нагому рубашку, а он говорит: толста.
Не делай людям добра - не увидишь от них лиха.
Дурак с дураком водились, друг на друга дивились.
Дурака никаким лекарством не вылечишь.
не воротишь: не на конях, не заворотишь.
Было мыло, стало сало.
▪︎Тема: Недовольство властью.
▪︎Идея: Подчиненные всегда недовольны властью, однако власть данная свыше не всегда благо. Лучше, коль ты лягушка, при к тихой власти, чем просить новую в лице тирана.
Объяснение: