(К 195-летию Николая Алексеевича Некрасова)
В понедельник 26 декабря в Доме писателя (на Звенигородской 22) под руководством Бориса Александровича Орлова семинар «Метафора». В связи с объявлением траурного дня после трагического события – крушения российского самолёта Ту-154, летевшего в Сирию, семинар начали с минуты молчания. Все участники семинара выразили соболезнования о гибели 92 человек, находящихся на борту самолёта. Гибель пассажиров авиалайнера – это огромная боль и невосполнимая утрата для всех россиян.
Затем перешли к теме о творчестве Н.А.Некрасова.
Проблематика стихотворения:Освобождение Руси от гнёта, рабства, ожидание пробуждения народа и борьбы за свою свободу.Отмена крепостного права не изменила сознания крестьян,автор надеется,что покорность народа закончится,из искры разгорится пламя борьбы.
Идея стихотворения-"Русь" является частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо",песня выражает духовный аспект счастья,в понимании Гриши Добросклонова.
Главные герои:Русь-матушка,русский народ.
Динамика стихотворения:Распевная ритмичная динамика,восклицания усиливают восприятие,нарастание интонации,эмоциональный подъём в конце.
Язык стихотворения предложений придаёт задушевность и искренность песне.
Художественные средства выразительности:
Риторические восклицания,обращение-этим автор выделяет главное,акцентируя внимание читателей на восклицаниях и обращении.
Игра на контрастах,противопоставления усиливают смысл -могучая и бессильная, убогая и обильная, забитая и всесильная.
Эпитеты:сила могучая, совесть спокойная, искра сокрытая, рать неисчислимая, сила несокрушимая.
Сравнения: Русь ,как убитая!,золото Сердце народное!
Метафоры:сердце свободное, правда живучая.
Повторы:усиление риторики восклицаний.
Размер стихотворения: двухстопный дактиль,ударение на первый слог.Придаёт певучесть стихотворению,делая его схожим с народной песней.
Рифма:Первая и последние строфы -это пятистишия, а остальные строфы - четверостишия.Рифма женская,точная.
Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муромский, соблазнясь хорошею погодою, велел оседлать куцую свою кобылку и рысью поехал около своих англизированных владений. Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верхом, в чекмене, подбитом лисьим мехом, и поджидающего зайца, которого мальчишки криком и трещотками выгоняли из кустарника. Если б Григорий Иванович мог предвидеть эту встречу, то конечно б он поворотил в сторону; но он наехал на Берестова вовсе неожиданно и вдруг очутился от него в расстоянии пистолетного выстрела. Делать было нечего. Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого. В сие время заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе. Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.
Соседи, завтракая, разговорились довольно дружелюбно. Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушибу не был он в состоянии доехать до дома верхом. Берестов проводил его до самого