Марина Цветаева – романтическая поэтесса России. За более чем три десятилетия служения поэзии Цветаева, будучи свободной от каких-то внешних влияний, от подчинения всячески авторитетам, находилась в постоянном поиске, в состоянии чуткого, мучительного осмысления мира, непрерывных нервно-эмоциональных контактов с окружающими.
К открытию великих тайн мира, скрытых от простого глаза, она шла, следуя нравственной интуиции и эстетическому чутью поэта-романтика. Поэтому ее стихи и стали “свидетелями живыми” пережитого, храня подлинныечерты бытия человеческого, бытия исторического. Марина Цветаева была свободолюбива и своенравна во всем. Самоутверждение ее основывалось на только ей свойственном восприятии путей мирового развития, смены разных культур, роли народного и национального начал.
Она испытывала притягательную силу бунтарских стихийных проявлений, схватки один на одни, бесстрашная перед неизвестностью и неизвестностью рока. Ее пленяла поэтическая неповторимость девственной красоты природы, волновала своя сопричастность ей.
Красною кистью. Рябина зажглась,
Падали листья. Я родилась.
Фольклорная насыщенность поэзии Цветаевой очевидна. Песенные, сказочные, частушечные, прибауточные формы входят органически в общий жанровый, стилевой, стиховой сплав. Она находит свои краски для воссоздания образа Руси: исконной, народной, буйной и смеренной, богомольной, нищей, в беспросветной тоске и в безоглядной удали.
Образ России наполняет собой поэзию начала 20 века. В творчестве крупнейших поэтов он принимает разные исторические облики, фольклоризуется, развивается, является основой лирического мировосприятия. Цветаева творит в этом же русле с самого начала, с момента создания поэтически неповторимого цикла стихов о Москве.
Стихотворные циклы, очерки, адресованные ею поэтам, выявляют постоянную сосредоточенность на мысли о судьбе поэта и его творений в России. В поисках правды, утверждая свое представление о назначении поэта и отношении к нему, она перевоссоздает Блока и Ахматову, Маяковского, Есенина, Пастернака в своих стихах. Она открывает в их творчестве сложные, мучительные связи с современностью.
В страстной личной исповеди Цветаева обнаруживает перед читателям свое драматическое сопереживание, особое восприятие поэтического мира другого поэта.
ван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.
Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где... образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853—1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые... всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии — среди «моря хлебов, трав, цветов».
Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «...Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе... вероятно, его увлекательные рассказы... пробудили во мне страсть к стихотворчеству...» — писал Бунин спустя годы.
Места, где детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».
В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:
Объяснение:
«Эх, дороги» песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина