Шапка-невидимка - "Царевна-лягушка", "Шапка-невидимка" (бурятская сказка) О бабе Яге: гуси-лебеди Про бабу-ягу Жил-был старик да старуха. Была у них дочка Василиса. Старуха умерла, а старик женился на другой. Мачеха не полюбила Василису и захотела изжить ее со света. Раз мачеха и говорит ей: — Сходи к моей сестре, она живет в лесу. Да принеси от нее кудели и иголку с нитками, я натку полотна и тебе рубашку сошью! Пошла Василиса в лес да по дороге зашла к родной тетке. — Куда ты собралась? — Послала меня мачеха к ейной сестре за куделью. — Ну, иди. Да на тебе на дорогу сала, туесок* с медом, масла да хлеба! — и вплела ей в косу алую ленту. Идет Василиса по лесу, вдруг навстречу белый всадник на белом коне. Идет дальше. Скачет красный всадник на красном коне. Идет Василиса дальше. Под вечер подошла к избушке на куриных лапках, а вокруг избушки забор из человечьих костей. Вдруг видит Василиса: навстречу ей скачет черный всадник на черном коне. Проехал. И видит Василиса: едет баба-яга в ступе. Подъехала и спрашивает: — Что ты тут делаешь? — К вам меня прислала ваша сестра за куделью и иголкой! — Заходи в избу. Вошла Василиса. Баба-яга заставила ее накормить да напоить себя. А около нее все вертится черный кот. Наелась баба-яга и улеглась спать, а Василисе наказала перечистить мерку** пшеницы от чарнушек***. Чистила, чистила, проголодалась и стала есть хлеб. Вдруг слышит — мышка пищит: — Дай мне немножко! Дала ей Василиса. Стала сало есть, а кот: — Дай и мне! Дала ему Василиса сала. Поела и стала перебирать пшеницу, а только она не убывает. Заплакала Василиса и вдруг слышит: — О чем ты плачешь? — Да вот не могу перебрать пшеницу! — Не плачь, ложись лучше спать — утро вечера мудренее! Легла Василиса спать, а на утро встала и увидела: вся пшеница перебрана. Это ей мышка Проснулась баба-яга и видит: вся пшеница перебрана. Озлилась она и еще задала Василисе задачу: — Возьми мерку мака и к вечеру перебери по зернышку, а не переберешь — я тебя съем! — а сама взяла и улетела. Села Василиса и стала перебирать. Только как ни старалась Василиса, а маку все не убывает. Вдруг слышит она — кто-то пищит: — Дай мне, девушка, медку! А это муравей. Дала Василиса ему медку, а он ей за это весь мак перебрал. Еще больше озлилась баба-яга и говорит: — На тебе прялку и кудель, а к утру чтобы все спряла, а если не спрядешь — я тебя съем, — сказала и улетела. Села Василиса за прялку и давай прясть, а кудель все не убывает. Заплакала Василиса и слышит — кот мяучит: — Не плачь! Я тебе ты погуляй, иди! Пошла Василиса гулять, а когда пришла, вся кудель была спряжена. В это время прилетела баба-яга, да делать ей нечего — все выполнила Василиса. Отдала она ей кудель и иголку и отпустила с богом.
*Туесок — берестяная кубышка с тугой крышкой и со скобкой или дужкой на ней. ** Мерка — четверик, старая русская мера сыпучих тел, равная 26, 25 литра. *** Чарнушка — чернушка — название растений из семейства лютиковых.
О кощее: царевна-лягушка,Василиса, Кощей-Бессмертный
Не дивно, що українські митці у своїх творах возвеличують рідну землю, змальовують її природу, оспівують подвиги її героїв, розповідають про життя простих та видатних людей.
Проте, не лише наші письменники зачаровуються країною, в якій ми живемо. Багато відомих творців світової літератури у своїх творах згадують про велич і славу українського народу.
Одним з таких творців є всесвітньо відомий поет Джордж Байрон, який у 1819 році написав поему "Мазепа". Героєм цього твору Мазепа став тому, що він був борцем за незалежність козацьої держави, але не тільки це зацікавило англійського письменника. Його захопила легенда про любов Мазепи до дружини заможного польського шляхтича. Цю історію він поетично описав у творі "Мазепа". Наскільки відомо, лорд Байрон ніколи не був на Україні, хоча це зовсім не завадило йому достовірно описати усе чим славилась вона: її ліси, поля, степи, безкраї простори. Ось як він пише:
Це був безкраїй дикий праліс Кремезних вікових дерев, Що вже не гнув їх вітру рев, Лиш хмиз обламував з дубів, З сибірських вибігши степів.
Поет детально описує Мазепу та інші історичні постаті, які жили в кінці 17 - на початку 18 ст.
Приємно усвідомлювати, що історією твоєї країни цікавляться іноземці, що природа Україні змальовується багатьма зарубіжними письменниками. Твір Байрона дає змогу оцінити нам Україну з іншої точки зору, побачити її ніби очима сторонньої людини, іноземця, за що ми йому і вдячні.
О бабе Яге: гуси-лебеди
Про бабу-ягу
Жил-был старик да старуха. Была у них дочка Василиса. Старуха умерла, а старик женился на другой. Мачеха не полюбила Василису и захотела изжить ее со света. Раз мачеха и говорит ей:
— Сходи к моей сестре, она живет в лесу. Да принеси от нее кудели и иголку с нитками, я натку полотна и тебе рубашку сошью!
Пошла Василиса в лес да по дороге зашла к родной тетке.
— Куда ты собралась?
— Послала меня мачеха к ейной сестре за куделью.
— Ну, иди. Да на тебе на дорогу сала, туесок* с медом, масла да хлеба! — и вплела ей в косу алую ленту.
Идет Василиса по лесу, вдруг навстречу белый всадник на белом коне. Идет дальше. Скачет красный всадник на красном коне. Идет Василиса дальше. Под вечер подошла к избушке на куриных лапках, а вокруг избушки забор из человечьих костей. Вдруг видит Василиса: навстречу ей скачет черный всадник на черном коне. Проехал. И видит Василиса: едет баба-яга в ступе. Подъехала и спрашивает:
— Что ты тут делаешь?
— К вам меня прислала ваша сестра за куделью и иголкой!
— Заходи в избу.
Вошла Василиса. Баба-яга заставила ее накормить да напоить себя. А около нее все вертится черный кот. Наелась баба-яга и улеглась спать, а Василисе наказала перечистить мерку** пшеницы от чарнушек***. Чистила, чистила, проголодалась и стала есть хлеб. Вдруг слышит — мышка пищит:
— Дай мне немножко!
Дала ей Василиса. Стала сало есть, а кот:
— Дай и мне!
Дала ему Василиса сала. Поела и стала перебирать пшеницу, а только она не убывает. Заплакала Василиса и вдруг слышит:
— О чем ты плачешь?
— Да вот не могу перебрать пшеницу!
— Не плачь, ложись лучше спать — утро вечера мудренее!
Легла Василиса спать, а на утро встала и увидела: вся пшеница перебрана. Это ей мышка
Проснулась баба-яга и видит: вся пшеница перебрана. Озлилась она и еще задала Василисе задачу:
— Возьми мерку мака и к вечеру перебери по зернышку, а не переберешь — я тебя съем! — а сама взяла и улетела.
Села Василиса и стала перебирать. Только как ни старалась Василиса, а маку все не убывает. Вдруг слышит она — кто-то пищит:
— Дай мне, девушка, медку!
А это муравей. Дала Василиса ему медку, а он ей за это весь мак перебрал. Еще больше озлилась баба-яга и говорит:
— На тебе прялку и кудель, а к утру чтобы все спряла, а если не спрядешь — я тебя съем, — сказала и улетела.
Села Василиса за прялку и давай прясть, а кудель все не убывает. Заплакала Василиса и слышит — кот мяучит:
— Не плачь! Я тебе ты погуляй, иди! Пошла Василиса гулять, а когда пришла, вся кудель
была спряжена. В это время прилетела баба-яга, да делать ей нечего — все выполнила Василиса. Отдала она ей кудель и иголку и отпустила с богом.
*Туесок — берестяная кубышка с тугой крышкой и со скобкой или дужкой на ней.
** Мерка — четверик, старая русская мера сыпучих тел, равная 26, 25 литра.
*** Чарнушка — чернушка — название растений из семейства лютиковых.
О кощее: царевна-лягушка,Василиса, Кощей-Бессмертный