Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною ... но первый стих остался у меня в памяти: “Как хороши, как свежи были розы..."
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: “Как хороши, как свежи были розы...”
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звезд. Как вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, во губы ..., как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, белые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный старческий шёпот: “ ...Как хороши, как свежи были розы...”
...Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
Объяснение:
Лев Николаевич в Ясной Поляне не вел жизнь простого крестьянина. Жизнь он вел вполне графскую, что совсем не значит - роскошную. Он, действительно своим крестьянам, особенно одиноким старикам и старухам - косил для них, крыл своими руками крыши. Дома ему готовили отдельно простую по понятиям того времени пищу - овсяную кашку и паровые котлеты. И еще граф считал долгом самостоятельно выносить свой ночной горшок. А потом ехал на ежедневную верховую прогулку. Жеребец у него был породистый, Делиром звали. Ну и писал, конечно. Вообще работал много, дни были расписаны по минутам.
Однако главное отличие его "крестьянской" работы от труда яснополянских крестьян заключалось в необязательности: хотел - косил, не хотел - не косил. Крестьяне работали по необходимости, и на поведение графа смотрели, как на барские причуды.
Делал он это все потому, что совестливый был, все старался привести свою жизнь в соответствие с евангельскими заветами, что в современном ему обществе не получалось. Он страдал от этого несоответсвия, поскольку некоторую фальшь своего положения сам чувствоал. Все это в итоге привело к тому, что он ушел из дома и умер.
Очень интересно сравнить нравственные искания Льва Толстого и Альберта Швейцера - они почти современники, но Швейцер моложе. Тот тоже решил, что нужно служить человечеству сирым и слабым (хоть и не был ни графом, ни даже состоятельным человеком - жил на зарплату) . Однако швейцарец и протестант Швейцер смотрел на мир трезвее и практичнее, поэтому сумел полностью реализовать свой потенциал: в зрелом возрасте, будучи уже признанным философом (с докторской степенью) , музыкантом (органистом) и богословом (ректором богословского института) , он пошел на первый курс медицинского института, выучился на доктора и уехал в Габон (в то время - французскую колонию, дыру дырой) и лечил там местных жителей.
Тоже вел жизнь весьма разнообразную: принимал больных, руководил строительными работами в своей больнице (сам бревна таскал) , вечерами писал философские труды (самый известный - "Культура и этика") и играл на рояле. Периодически приезжал в Европу, давал концерты, деньги от которых шли на больницу.
Толстого знал, очень уважал, говорил, что тот оказал на него большое влияние. Оба, на мой взгляд, заслуживают огромного уважения.
И жизнеописания обоих - необыкновенно интересные книги. Очень рекомендую почитать.
Объяснение: