Главный герой поэмы М. Лермонтова "Мцыри"-
пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь,
где после долгой болезни остался жить в качестве послушника.
В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык
и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез.
Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи
наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти.
Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую
исповедь.
Вся судьба главного героя открывается во второй главе,
Лермонтов хотел назвать своего героя Бэри,
что значит по-грузински Монах.
Но потом передумал и назвал Мцыри (послушник).
Это фактически не имя, а положение героя в монастыре.
Он живёт в монастыре, но не служит пока.
У него нет не только ничего своего, родного, но даже нет
своего имени.
Монастырь стал для него символом рабства,
жизнь в нём была похожа на плен.
Монахи, окружающие его были враждебны ему, они
отняли у него свободу, они не понимали Мцыри.
Он рос "вдали от солнечного света", то есть в стороне
от активной, полнокровной жизни.
Не имея какого-либо герой был обречён не
иметь будущего: с самого детства до смерти он будет
заключён в обители и умрёт с душевной пустотой,
которую не восполнить монастырский распорядок.
Тем не менее, Мцыри соприкасается с тем "
которое у него могло бы быть, не попади он в плен к
русскому генералу.
Первый раз он соприкасается с ним в те счастливые дни,
когда он был на воле. Всего 3 дня!
Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был
одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни,
которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в
тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать,
что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для
воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что
человек рожден свободным,
что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри,
его жажду счастья, любви, добра, его приверженность
прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость
для него простого счастья, его принципиальную невозможность.
Акцент делается на этих трех днях, проведенных Мцыри
на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена
поэма.
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря,
перед которым вновь оказался Мцыри после трагических
скитаний. Он победил свою физическую слабость в битве с
Барсом, но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь
в чужом краю, он не мог.
Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.
147. 1) Жилин попал в плен вместе со своим сослуживцем, Костылиным, который проявил себя трусливым и нерешительным. Он имел ружье, но увидев горцев попытался убежать. Так же и в плену Костылин надеялся только на выкуп, и не планировал убежать. 2) Жилин и Костылин живут в горном татарском ауле сарае. 3) Питались водой, хлебом, лепешками с молоком, тестом. 4) Занимались планом побега, Жилин делал куклы для девочки Дины, лечил татар, делал корзины, чинил часы и оружия, учился татарскому языку, не писал писем. 5) Татарская деревня (аул) показывается от лица Жилина. 6) К Костылину татары относятся равнодушно, потому что ждут выкупа за него. Костылин написал письмо домой и попросил прислать денег за выкуп, поэтому татары посчитали, что он богат. Татары его не трогали, и Костылин все время в плену спал и ждал выкупа. Жилину татары относятся неплохо. Поначалу они просят его написать письмо домой, чтобы прислали за него выкуп. Жилин ведёт себя дерзко, поэтому татары относятся к нему с презрением. Постепенно Жилин раскрывается в плену. Он становится более открыт к татарам, показывает свое мастерство (что-то чинит, делает кукол), к нему обращаются даже из других аулов. 7) Своих пленников татары называли так: Жилин - «джигит» , а Костылин – «смирный». Бесспорно, они заслужили прозвища своим поведением. Костылин смиренно соглашался на все условия татар: жить в сарае, просить выкуп у родных, а Жилин все спорил, торговался, ставил свои условия, показывал, что не боится пленивших его людей («…с ними что робеть, то хуже»).
149. 1) Кормили их плохо. За это время Костылин ещё одно письмо домой написал, денег просил. А Жилин не надеялся на выкуп. 2) Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон еме следует идти.3) Побег сорвался из-за Костылина: тот ныл, спотыкался, да ещё и упал. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине. Один татарин услышал и позвал других татар. Настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. 4) Жилин был честным и порядочным человеком и не мог бросить человека в беде. Поэтому и не бросил Крстылина в плену.5) Костылин трусит. Боится побега. Боится, что поймают. Он предпочёл ждать, когда за него пришлют выкуп.