"Обнажившимся сердцем" - значит, что сердце Иванова смогло почувствовать чужую боль, внять рано повзрослевших, но нуждающихся в нем детей.
Иванов победил в себе эгоизм и обиду на жену. Он думал только о себе, о том, что ему изменили, он жаловался даже сыну.
Он сумел настроить свое сердце на мирную жизнь, жизнь в которой нет врагов, а есть измотанная жена и подросшие дети. Он понял, что они пережили за годы войны, понял, что силы их на исходе и пора брать хозяйство и семью в свои мужские руки.
В рассказе три возвращения: из-за опоздания поезда в часть на ночлег, домой и несостоявшееся к Маше.
Рассказ актуален и в наши дни. Возвращаются солдаты службы, воины-интернационалисты. Возвращаются освобожденные, после лечения, после потери памяти. Возвращение туда, где долго не был, это всегда стресс для ждущих и для пришедших. Это великое умение - суметь возродить жизнь. Простить, забыть, понять.
У каждого из героев произведения свое понимание счастья. Для Иванова это мир и покой. Для его жены - возвращение мужа. Для сына Петьки - чтобы был порядок и все были сыты. Для Насти - любовь и мама рядом. Проблемы каждого решает соединение семьи. Тогда каждый займет свое место: солдат снова станет мужем и отцом, жена перестанет работать как мужчина и снова расцветет, мальчишка выйдет играть на улицу, а девочка будет проводить вечера с мамой. Счастье, в понимании Платонова, это умение вернуться к мирной жизни.
В Бэлле он крадёт девушку, влюбляет её в себя, не чувствуя к ней влечения. И из-за Печорина погибает невинная Бэлла.
В главе Тамань он показывает себя очень любопытным. Его манит эта загодочность, и идёт за слепым мальчиком. Но в этой главе он испытывает симпатию к девушке, которая чуть не утопила его. Когда она упала в воду, но Печорин протянул ей руку, чтобы вытащит из воды.
В Максим Максимыче он проявляет себя недрюжелюбным человеком. Максим очень рад был встрече с Печориным и думал, что они сейчас обнимутся как друзья. Но Печорин лишь протянул руку, как будто они вообще не знакомы.
Потому что оно предназначено не для каждого, заветное оно только для доброго человека.