Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Объяснение:
ответ:
одним из основных вопросов творчества а.с. пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». известно, что именно пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии «подхватил» и н.в. гоголь, и ф.м. достоевский.поэма пушкина «медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в россии. невозможно государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». тем более что россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное. в поэме есть подзаголовок – «петербургская повесть», после которой следует предисловие, подчеркивающее реальность всего описанного: «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов.любопытные могут справиться с известием, составленным в. н.берхом». во вступлении к поэме создается величественный образ петра i, который прославил свое имя многими деяниями. без сомнения, пушкин отдает должное могуществу и таланту петра.этот царь во многом «сделал» россию и способствовал ее процветанию. на бедных и одичалых берегах маленькой речушки петр построил грандиозный город, один из красивейших в мире. петербург стал символом новой, просвещенной и сильной державы: ныне там по оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…поэт любит петербург всей душой. для него это родина, столица, олицетворение страны. он желает этому городу вечного процветанья. но важны и интересны следующие слова лирического героя: «да умирится же с тобой и побежденная стихия…» основная часть поэмы повествует о жизни, современной пушкину.петербург все так же прекрасен, как и при петре. но поэт видит и другой образ столицы. это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и .герой поэмы, евгений, - простой житель столицы, один из многих. о его жизни повествуется в первой части произведения. жизнь евгения наполнена насущными повседневными заботами: как прокормиться, где взять денег.герой задумывается, почему одним дано все, а другим ничего. ведь эти «другие» совсем не блещут ни умом, ни трудолюбием, а им « жизнь куда легка».здесь начинает развиваться тема «маленького человека», его ничтожного положения в обществе. он вынужден терпеть несправедливости и удары судьбы только потому, что он родился «маленьким». кроме всего прочего, мы узнаем, что у евгения есть планы на будущее. он собирается жениться на такой же, как и он, простой девушке параше.возлюбленная евгения с матушкой живет на берегу невы в маленьком домике. герой мечтает обзавестись семьей, нарожать детей, он мечтает о том, что в старости внуки будут о них заботиться. но мечтам евгения не суждено было сбыться. страшное наводнение вмешалось в его планы. оно разрушило почти весь город, но оно и разрушило жизнь героя, убило и разрушило его душу.поднявшиеся воды невы уничтожили домик параши, погубили саму девушку и ее мать. что оставалось бедному евгению? интересно, что всю поэму его сопровождает определение – «бедный». этот эпитет говорит об отношении автора к своему герою – рядовому жителю, простому человеку, которому он всей душой сочувствует. вторая часть поэмы рисует последствия наводнения.для евгения они страшны. герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. виновником своей трагедии обезумевший евгений считает медного всадника – двойника самого петра. в его расстроенном воображении медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной россию поднял на дыбы». именно петр, по мысли евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. но царь не думал об этом.
На картинах Шишкина всегда бывает изображен лес. Мы можем уверенно говорить, что Шишкин любил лес. Любил наблюдать за ним, любил дышать им...
Через свои картины художник хотел изобразить насколько могуч и таинственен лес. Сколько загадок он хранит. Почти на всех его картинах лес изображен в зеленой окраске.
Известное, всем полюбившееся картина-утро в сосновом бору, было написано Шишкиным. Га нем изображены медведи вроде делающее ничего особенного, но художник обладал такой изобразить обычное совсем в игом образе.