Братья Кирсановы представляют в романе Тургенева поколение «отцов». В их лице автор создал образы двух представителей господствующего класса, чтобы показать особенности, присущие ему.
Братья в чем-то похожи. Оба средних лет – одному 45, другому 44 года. И тот и другой умные и добрые люди.
Николай Петрович, служивший ранее гражданским чиновником в Министерстве уделов, имел невзрачную внешность и не уделял большого внимания одежде. Он был вдовцом и имел взрослого сына Аркадия. Николай Петрович по своим манерам сельский житель, предпочитающий пребывание в своем поместье. Он хороший сельский хозяин, посвящающий много времени улучшениям в своем поместье.
Однако Павел Петрович – отставной гвардейский офицер, он был красив и одевался с изяществом. Это был закоренелый холостяк с манерами светского человека, проживший бурную жизнь. Он не занимается практической деятельностью, предпочитая жить на доходы с поместий.
Эти различия показывают два основных образа жизни дворян того времени, каждый из них определяет поведение в отношении радикального нигилиста Базарова, стремящегося разрушить их мир.
Николай Петрович, в результате спокойной и размеренной жизни, не обладает твердым характером, окружающие считают его трусливым. При столкновении с Базаровым он склонен к компромиссам и уступкам. Даже его собственный сын, находящийся под идейным влиянием нигилиста, пытается учить его. Любовь к мечтам ему уходить в свой иллюзорный мир и откладывать неприятные решения. Такие противники, встреченные базаровыми на пути, укрепляли их веру в то, что старый мир стоит непрочно и его легко разрушить, приложив небольшие усилия.
Однако Павел Петрович – военный человек, поэтому более резок, горд и склонен бороться с врагами, а не искать с ними соглашения. Пусть в романе столкновение происходит в интеллигентной форме, через теоретические споры за столом, но видно, что отставной гвардеец готов отстаивать свои интересы. Он не ищет кто прав, а сам нападает на Базарова. Однако Павел Петрович, в отличие от своего брата, практичен и не склонен к романтике. Эти черты позволяют ему сразу чувствовать опасность, исходящую от новой идеологии отрицания, распространившейся среди молодежи.
Два типа российского дворянства, показанные Тургеневым – это не просто образы жизни, обусловленные внешними причинами. Это олицетворение активного и пассивного отношения к жизни, преобладание одного из которых и погубило старую Россию.
СРАВНЕ́НИЕСредний родСлово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. А и лыком горе подпоясалось, Мочалами ноги изопутаны. олицетворения Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Сердцу будет веселей. остальное сравнения
Радостное настроение лирического героя в первой строфе сменяется тоской во второй, однако воодушевление и восторг вновь сопровождают его в последующих строфах. Вначале чувствуется душевный подъём, который обусловлен картиной прекрасного зимнего утра. Передаче этого настроения риторические восклицания и эмоционально-окрашенные эпитеты «день чудесный», «друг прелестный». Однако воспоминание о вчерашнем вечере навевает тоску и уныние: природа у лирического героя окрашена в мрачные оттенки и вызывает подобные же чувства. Особую роль здесь играет олицетворение «вьюга злилась», сравнение «луна, как бледное пятно» и эпитеты «мутный», «мрачный». Но возвращаясь к картине нынешнего спокойного, ясного утра, лирический герой вновь испытывает умиротворение. Ему «приятно думать у лежанки», нравится атмосфера домашнего уюта и тепла, однако, он стремится выбраться наружу, на природу.
Братья Кирсановы представляют в романе Тургенева поколение «отцов». В их лице автор создал образы двух представителей господствующего класса, чтобы показать особенности, присущие ему.
Братья в чем-то похожи. Оба средних лет – одному 45, другому 44 года. И тот и другой умные и добрые люди.
Николай Петрович, служивший ранее гражданским чиновником в Министерстве уделов, имел невзрачную внешность и не уделял большого внимания одежде. Он был вдовцом и имел взрослого сына Аркадия. Николай Петрович по своим манерам сельский житель, предпочитающий пребывание в своем поместье. Он хороший сельский хозяин, посвящающий много времени улучшениям в своем поместье.
Однако Павел Петрович – отставной гвардейский офицер, он был красив и одевался с изяществом. Это был закоренелый холостяк с манерами светского человека, проживший бурную жизнь. Он не занимается практической деятельностью, предпочитая жить на доходы с поместий.
Эти различия показывают два основных образа жизни дворян того времени, каждый из них определяет поведение в отношении радикального нигилиста Базарова, стремящегося разрушить их мир.
Николай Петрович, в результате спокойной и размеренной жизни, не обладает твердым характером, окружающие считают его трусливым. При столкновении с Базаровым он склонен к компромиссам и уступкам. Даже его собственный сын, находящийся под идейным влиянием нигилиста, пытается учить его. Любовь к мечтам ему уходить в свой иллюзорный мир и откладывать неприятные решения. Такие противники, встреченные базаровыми на пути, укрепляли их веру в то, что старый мир стоит непрочно и его легко разрушить, приложив небольшие усилия.
Однако Павел Петрович – военный человек, поэтому более резок, горд и склонен бороться с врагами, а не искать с ними соглашения. Пусть в романе столкновение происходит в интеллигентной форме, через теоретические споры за столом, но видно, что отставной гвардеец готов отстаивать свои интересы. Он не ищет кто прав, а сам нападает на Базарова. Однако Павел Петрович, в отличие от своего брата, практичен и не склонен к романтике. Эти черты позволяют ему сразу чувствовать опасность, исходящую от новой идеологии отрицания, распространившейся среди молодежи.
Два типа российского дворянства, показанные Тургеневым – это не просто образы жизни, обусловленные внешними причинами. Это олицетворение активного и пассивного отношения к жизни, преобладание одного из которых и погубило старую Россию.