Хлеб для собаки» Тендрякова
В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.Действие рассказа
Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.
На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание врагам государства.
Описание автором смерти одного из куркулей, вызывает не только чувство жалости у читателя, но и понимание того, что человеческая жизнь в сталинском государстве не имела абсолютно никакой ценности.
Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.
Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.
Образы главных героев - муки человеческой совести
Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.
Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.
Исцелить совесть мальчика собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.
Но на этом рассказ не заканчивается, автор описывает еще одного героя начальника железнодорожной станции, который также не мог вынести страдания людей, ежедневно сотнями в маленьких закрытых вагонах проезжающими мимо поселка.
Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоуб...
После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.
ответ: Именно такое название точно говорит нам о содержании повести. Вспомним сюжет: молодой офицер поссорился с однополчанином. Получивший пощечину Сильвио хотел унизить противника. Он хотел не просто отомстить, а увидеть страх в глазах обидчика время, выясняется, что молодой офицер скоро женится, что он дослужился до чина подполковника и сделался помещиком. Он научился ценить семейное счастье. Сильвио приезжает к нему, знакомится с его женой. И затем он говорит, что пришло время для выстрела. И тут соперник не на шутку пугается, но пугается дуэли, а за свою жену. Тогда Сильвио сказал:"Я хотел увидеть твой страх". Затем он обернулся и выстрелил в картину на стене.
Объяснение:
В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует? Погоди, ещё покажем тебе! Прогоним с нашей земли. Ещё думал я о семье, вспоминал ребятишек. Как там моя бедная жена без подмоги? Ну, ничего, вот скоро разгромим врагов, а то ведь под их властью это не жизнь всё равно. И так всё красиво было по утру! Перед боем замечаешь красоту каждой веточки, будто напоследок. Это всегда так – вовсе не плохая примета. Начался бой. И пушки тут же били, ядра пролетали. Сначала-то французы ровно на нас пошли, тут лишь бы не оробеть. Но скоро бросили своё это построение ввязались врукопашную. Сколько погибло! Мои приятели все полегли, бедняги. Одного взрывом накрыло, второй напоролся на штык. Я сам каким чудом уцелел? Битву эту не забыть. Грохот, крики, барабаны, всполохи, жар, запах крови, отвага. Да, я будто и боли не чувствовал, пока битва не закончилась. Только после ощутил, как навалилось на меня всё: усталость, боль, даже страх… Что дальше-то? Не зря наши погибали? И я на душу грех брал, хотя в войне ничего не поделать: или мы их, или они…