Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийствецесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.
Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина, автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей ввергающих народ в Великую Смуту.
Кнутов и Вожеватов - идолы современного мира денег. Власть денег считается утвердившейся силой жизни. Отношения между купцами складываются неоднозначными, ибо высокое положение в обществе и количество денег дают о себе знать. Главная героиня Лариса - это молодая и милая девушка, которая мечтает о красивой жизни. Но так как она бесприданница , и Паратов, и Вожеватов, и особенно Карандышев (мелкий чиновник, главная черта- самолюбие, которое затмило настоящую любовь к Ларисе.), даже Кнуров (""а хорошо бы с такой девушкой на выставку съездить") используют Ларису, как вещь, как что-то, что может украсить жизнь. Никто не относился к ней с настоящими достойными чувствами, даже несмотря на то, что Кнуров иногда сочувствовал ей ("жаль бедную Ларису, жаль", "эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант"). Лариса говорила:"они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя...я вещь!" В общих чертах: цинизм и бездушие выражалось в том, что каждый смотрел на Ларису, как на предмет, которым можно было скрасить свое эго (Кнуров), одержать победу над Паратовым (карандышев), украсить положение в обществе и т.д
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.
Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина, автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей ввергающих народ в Великую Смуту.