Павел Петрович Бажов рос в семье простого горного рабочего. Детство его в уральских фабричных поселках. Павел был любознательным мальчиком и прилежным учеником. В земской школе в Сысерти он учился на одни пятерки. Павел схватывал все на лету и каждый день получал отличные оценки. Он очень любил читать. Уже в зрелые годы Бажов вспоминал, что получить достойное образование он смог благодаря Пушкину. Как-то раз юный Павел взял в местной библиотеке томик Пушкина. Библиотекарь в шутку сказал Павлу, что даст ему книгу, если он выучит наизусть все произведения. Павел отнесся к заданию серьезно и выполнил его.
Позже школьный учитель Павла рассказал своему другу-ветеринару о своем ученике - мол, очень одаренный ребенок из простой рабочей семьи назубок читает стихи Пушкина. Друг был впечатлен талантливым парнем и дал ему путевку в жизнь - обеспечил Павлу достойное образование.
Благодаря ему Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, после чего поступил в Пермскую духовную семинарию. Получать церковный сан Павел не захотел, а стал учителем, преподавал русский язык и словесность (литературу).
Ключевые слова: любознательный, прилежный, отличник, любил учиться, любитл читать, библиотека, томик Пушкина, выучил наизусть, меценат, достойное образование.
"В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души". Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен.
Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси.
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник - это сам писатель. Мы читаем его реплики: "Гостиница была... известного рода...", "какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо", "город никак не уступал другим губернским городам" и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.
Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления достигают пика безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности.
Оборотная сторона гоголевской сатиры - лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину - могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои. Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды("И какой же русский не любит быстрой езды?"), может полюбоваться прекрасной незнакомкой("открывши табакерку и понюхавши табаку", скажет:"Славная бабешка!"). Но чаще он отмечает "подкидывающую силу" мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным:"Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... ничто не обольстит и не очарует взора". Но вместе с тем для него есть "какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!". Дорога пробуждает мысли о родине, о предназначении писателя: "Сколько родилось в тебе чудных замыслов,поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..."
Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Дорога Чичикова по разным углам и закоулкам N-ской губернии, как бы подчеркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый тернистый, но славный путь писателя, проповедующего "любовь враждебным словом отрицания".
Реальная дорога в "Мертвых душах", с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа "громадно несущейся жизни", символа исторического пути России.
На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки, который затем сменяется образом несущейся, "вдохновенной Богом" Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж птицу-тройку - символ свободной, обретшей живую душу России.
Вопросы по рассказу В. Шукшина "Срезал" :1) Как встретил гостей Константин Иванович? 2) Как шел разговор? 3) Действительно-ли Глеб срезал кандидата? 4) На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели? 5) Правы-ли были они и сам Глеб?
1) Константин Иванович встретил гостей радостно, усадил их за стол.
2) Шел дружелюбный разговор. Константин Иванович держался с мужиками просто, не кичился своей ученостью. Все уже стали забывать о Глебе, но тут он начал срезать важного гостя.
3) Глеб Капустин, конечно же, не срезал кандидата. Он манипулировал лозунгами и отдельными фактами из газет и журналов. Напирал, хамил, перебивал оппонента, не слушал его доводов. Аргументы и мысли Константина Ивановича его не интересовали.
4) Мужики были на стороне Капустина. Даже восхищались ним, но любви не было, так как мужики чувствовали жестокость Глеба. Его самоуверенность они принимали за знания. А растерянность кандидата вызывала жалость.
5) Мужики и Глеб Капустин были неправы. Они завидовали обеспеченной и устроенной жизни городских жителей. Поэтому очень радовались, когда удавалось срезать очередного гостя. А Константин Иванович, хоть и был уроженцем деревни, давно не приезжал к матери, отстранился от деревенской жизни, не понимал ее проблем.