Былины — это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI — ХII веках. Тогда они назывались старинами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном родной земли, о её защитниках — героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее — только в ХIХ веке.
Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё — особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь — главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.
Древний сказитель — это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами — в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.
Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: «Боян» — то есть древнерусский певец и сказитель, «песнотворец». Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.
На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста — от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.
Само слово былина означает, что в её основе — быль, то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком Мы узнаём, как жили наши предки, какими были старинные города, каким оружием владели русские воины, какие наряды носили русские женщины
Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Это собирательный образ, воплотивший лучшие черты запорожского казачества. Он сильный, отважный, честный, независимый человек, преданный родине и товариществу.
Старый воин, дослужившийся до полковника, Тарас всю жизнь провел в походах. Его жизнь связана с Запорожской Сечью, он создан для бранной тревоги. Дома он редкий гость, все хозяйственные заботы легли на плечи жены.
Сыновья, отучившись в бурсе, отправляются вместе с ним в Сечь. Тарас хочет проверить сыновей в бою, ввести их в священное воинское братство. Остап и Андрий порадовали отца, все заметили их удаль, удачливость. Вот только по-разному сложилась их судьба. Остап стал куренным атаманом. Попав в плен, он с честью вынес все пытки и терзания. Андрий же, влюбившись в полячку, забыл отца, товарищество, стал предателем.
Сам Тарас в товариществе видит высшую ценность: «Нет уз святее товарищества!» Узнав о предательстве Андрия, он сам убил его. Гибель Остапа глубоко ранила его, и он отомстил врагам, сжигая их дома и не щадя никого.
Погибая, Тарас беспокоится о товарищах, дает им советы, как Последние слова его были о вере православной и земле Русской, о том, что нет такой силы, которая пересилила бы русскую силу.
Образ, созданный Гоголем, отличается правдивостью и вызывает уважение. Он учить любить родную землю, защищать ее, не предавать товарищей и дорожить честью.