Охотник, «утомленный ходьбой по болоту» забрел в сарай и уснул. Проснувшись от лучей солнца и гомона птиц, рассказчик замечает крестьянских детей, рассматривающих его через щели сарая. Они наблюдают за охотником, делая остроумные комментарии.
Рассказчик с теплотой и любовью говорит о крестьянских детях, погружаясь в воспоминания. Признается, что иногда завидует им, потому что в их жизни больше поэзии. Автор признается, как делал вместе с детьми «грибные набеги», выкладывал змей на перила моста.
Под вязами часто отдыхали разные люди, их сразу же обступали дети и впитывали как губки разные истории:
«Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет»
Рабочие часто раскладывали инструменты, чему дети были только рады, и проявляли интерес к новому ремеслу.
Затем рассказчик вспоминает о проведенном времени на реке. Воспоминания эти полны теплых эмоций. Здесь каждый из детей занимается чем то своим:
«Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой…»
Некрасов отмечает, что для крестьянских детей работа предстает медалью с другой стороной – им это в радость и удовольствие. Но при этом автор не забывает отметить и о тяжести крестьянского труда: «Зато беспощадно едят его мошки, зато ему рано знакомы труды...»
Автор, так же вспоминает историю произошедшую зимой, которую он сравнивает с театральной постановкой, так трудно ему поверить в реальность происходящего. С упоением и сочувствием рассказывает, как повстречал шестилетнего «мужичка», занимающегося перевозкой дров, которые рубит его отец. Мальчик всячески пытается походить на отца – басит, ругается на лощадь.
Свои воспоминания автор подытоживает призывом к детям играть и расти на воле, хранить свое наследство и любить свой трудовой хлеб.
И… возвращается к началу – в сарай, где дети начинаю вести себя уже смелей, и что бы их повеселить охотник начинает давать команды собаке: «Эй, воры идут! Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!» На команду пес реагирует, и с серьезной мордой начинает прятать все пожитки в сено, включая дичь, которую старается припрятать с особой тщательностью, а затем ложится в ногах у хозяина начиная рычать. Дети приходят в восторг, сами начинают раздавать команды собаке. Автор любуется происходящим: «Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем». Но начался дождь, и ребятишки разбежались, а охотник, переждав дождь, отправился с верным псом на поиски дупелей.
Стихотворение написано в жанре философской лирики. Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях. Философская лирика – это как правило произведение, написанное профессиональным писателем, философом, сочетающий в себе соблюдение всех литературных правил по написанию стихов (рифма, олицетворение и т. д. ) и скрытый смысл (кроме понятного основного) . Скрытый смысл раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, или после произошедшего события (стих - пророчество) . Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную. По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники» : гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению» . Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную» . Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера» : Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания» , они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные» . Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания» ! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую» . В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.
В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов. Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи».
Охотник, «утомленный ходьбой по болоту» забрел в сарай и уснул. Проснувшись от лучей солнца и гомона птиц, рассказчик замечает крестьянских детей, рассматривающих его через щели сарая. Они наблюдают за охотником, делая остроумные комментарии.
Рассказчик с теплотой и любовью говорит о крестьянских детях, погружаясь в воспоминания. Признается, что иногда завидует им, потому что в их жизни больше поэзии. Автор признается, как делал вместе с детьми «грибные набеги», выкладывал змей на перила моста.
Под вязами часто отдыхали разные люди, их сразу же обступали дети и впитывали как губки разные истории:
«Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет»
Рабочие часто раскладывали инструменты, чему дети были только рады, и проявляли интерес к новому ремеслу.
Затем рассказчик вспоминает о проведенном времени на реке. Воспоминания эти полны теплых эмоций. Здесь каждый из детей занимается чем то своим:
«Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой…»
Некрасов отмечает, что для крестьянских детей работа предстает медалью с другой стороной – им это в радость и удовольствие. Но при этом автор не забывает отметить и о тяжести крестьянского труда: «Зато беспощадно едят его мошки, зато ему рано знакомы труды...»
Автор, так же вспоминает историю произошедшую зимой, которую он сравнивает с театральной постановкой, так трудно ему поверить в реальность происходящего. С упоением и сочувствием рассказывает, как повстречал шестилетнего «мужичка», занимающегося перевозкой дров, которые рубит его отец. Мальчик всячески пытается походить на отца – басит, ругается на лощадь.
Свои воспоминания автор подытоживает призывом к детям играть и расти на воле, хранить свое наследство и любить свой трудовой хлеб.
И… возвращается к началу – в сарай, где дети начинаю вести себя уже смелей, и что бы их повеселить охотник начинает давать команды собаке: «Эй, воры идут! Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!» На команду пес реагирует, и с серьезной мордой начинает прятать все пожитки в сено, включая дичь, которую старается припрятать с особой тщательностью, а затем ложится в ногах у хозяина начиная рычать. Дети приходят в восторг, сами начинают раздавать команды собаке. Автор любуется происходящим: «Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем». Но начался дождь, и ребятишки разбежались, а охотник, переждав дождь, отправился с верным псом на поиски дупелей.
Объяснение: