деген жолдардың жалғасы 14 шумақтан тұратын “Сөз басында” таратылып айтылады. Салған жерден автор қазақ халқының құрылымы, тұрмыс-салты, мінез ерекшеліктері, кемшілік, олқылықтары туралы толғана келіп, роман жазудағы өз мақсатын баяндайды.
Міржақып – төмендердің аласасы,
Сезімнің бар ма, жоқ па тамашасы.
Жылтырап тесік моншақ жерде қалмас,
Қазақша бір роман жаза салшы,-
деген авторлық әзіл халық арасына кең тарап кеткен.
Шығармаға арқау болған уақиғалар ХХ ғасыр басында қазақтың кез келген атырабында, кез келген ауылында, кез келген шаңырағында өтуге мүмкін, әркімге таныс, түсінікті, ортақ, етене сипаттары бар, жалпылық мәнді жәйттер. Автор өз тұсындағы әлеуметтік-қоғамдық өмірдің маңызды арналарын адам тағдыры, нақты әрекет, тартыс арқылы көрсетуді мақсат етіп, ой, идеяны ашық публицистикалық түрде емес, бейнелер, образдар арқылы, көркемдік тәсілдермен береді. Бір сөзбен айтқанда, жазушы таза прозалық шығарма, жанр шарттарын толық қанағаттандыратын туынды жасау талабын ерекше ескерген.
Абайдың қарасөздері, Ыбырайдың шағын новеллалары “Дала уалаяты”, “Айқап” беттерінде жарияланған бірен-саран әңгіме үлгілері қазақ топырағында кең көлемді проза дәстүрлерін жасай алмағанын ескерсек, Міржақып – жаңа жанрдың төлбасы.
“Бақытсыз Жамал” романы туралы алғаш пікір айтқан Ахмет Байтұрсынов:
“Қазақта бұрын роман жоқ еді. Біздің арамызда қазақша бірінші роман жазып шығарған Міржақып Дулатов болды. Оның “Бақытсыз Жамал” деген романы 1910 жылы басылып жарыққа шықты”, - деді.
Негізгі сюжет желісі басты кейіпкер Жамал тағдырымен сабақтас өрбіп отырады. Шығарма оның туғанынан өлгеніне дейінгі аралықтағы негізгі белестерін қамтиды. Әкесі Сәрсенбайдың мойнына бұршақ салып, құдайдан жалбарынып сұрап алған баласы. Шешесі Шолпан әкесінің бір перзентке зар болып жүріп үйленген екінші әйелі. Қиын-қыстау кезеңде қызы үшін шырылдап отқа түсетін осы байғұс ана.
(Заяц опасливо выглядывает из-зг. куста, и они с Серой Шейкой украдкой прощаются. Охотник, уходя, оборачивается. Заяц поспешно прячется за куст.) Охотник: Надо же, зайца-то и след простыл! Ладно, пусть гуляет. Он меня как-никак на большую добычу навел. (Показывает лисий хвост. Усмехаясь.) Вот случай! (Уходит с Серой Шейкой.) Рассказчик: Охотник думал, что это случайно, а Серая Шейка не могла ему объяснить. Ведь люди не понимают языка животных... (На берегу озера появляется взрослая Серая Шейка с утятами.) Серая Шейка: Чтобы меня от Лисы, Заяц привел на озеро охотника, а охотник — это был... Дочка (перебивая): Знаю! Это был дедушка Акинтич, у которого мы живем. Правда, мамочка? Сын (обращаясь к сестре): Да погоди ты! (К Серой Шейке) Мам, я что-то не понимаю. Значит, Заяц нарочно побежал не в ту сторону? Но ведь дедушка мог его застрелить! Дочка: Правда, как же Заяц не испугался? Он же трусишка! Серая Шейка: Да. Но бывает, что за другого боишься еще больше, чем за себя. Дочка: И от страха становишься храбрым, что ли? Серая Шейка (смеясь): Вот-вот, именно так. (Снова слышатся крики улетающих птиц. Серая Шейка и Дочка смотрят вверх.) Дочка: Мамочка, а давай тоже возьмем и улетим? Серая Шейка: А как же дедушка Акинтич? Ведь он будет скучать без нас. (Сын неожиданно пытается взлететь, крякает от натуги.) Дочка: Ты что? Что ты делаешь? Мамочка, посмотри на него! (Сын тем временем делает еще одну, более успешную попытку.) Серая Шейка: Сынок, сынок! Осторожнее! Сын (летая над ними): Кря! Кря! Кря-сота! (Его голос сливается с нарастающим гомоном птиц.) Серая Шейка: Ну, все, все, нам пора домой. Слышишь? Сын (сверху): Мам, вы идите, я скоро! Я только посмотрю на эти вьюжные края — и сразу домой! Ладно, мам? (Улетая.) Не скучайте! Пока! Дочка: Мамочка, почему ты молчишь? Крикни ему! Он же сейчас улетит! Серая Шейка (со вздохом): Улетит... (Молча смотрит вверх, потом кричит) Сынок! Держись ровнее! Не отбивайся от стаи!.. Ты слышишь, сынок? (Серая Шейка и Дочка машут ему вслед.)
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры.
Портрет Тараса Бульбы гиперболичен. Основу облика Тараса составляют богатырская сила, суровость и прямолинейность. Вот примеры его характеристик: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «навесил он на свои очи хмурые, исчерна‑белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
Широта и могучий размах характера Тараса Бульбы в пиршестве и ратном деле приобретают былинные черты. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная…»
В пылу боя «рубится и бьется» Тарас. Когда его ранили, он упал на землю как «подрубленный дуб».
Образ Тараса Бульбы не однозначен. Ему свойственны жестокость и коварство. Тарас Бульба низлагает кошевого, который отказался нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что сыновья Тараса должны были закалиться в бою. После казни старшего сына Остапа Тарас мстит шляхте, «справляет поминки»: грабит замки, выжигает восемнадцать местечек, уничтожает костелы. «Ничего не жалейте!» – повторял Тарас.
В образе Тараса Бульбы сливаются историческая конкретность и реализм изображения грубого века. Сыноубийство мотивировано изменой и предательством младшего сына. Эпическое единство образа Тараса раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа выражает верность Отечеству и вере, а образ Андрия – идею разобщенности и предательства людей.
Боевые сцены – это центральные сцены повести. Запорожские казаки сражаются доблестно, вызывая восхищение даже у своих противников. Гоголь рисует героев Сечи резкими и выразительными штрихами. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу, Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь, Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». Этим людям свойственна одна общая черта – беззаветная преданность Сечи и родной земле. В них Николай Васильевич Гоголь видит воплощение лучших черт национального русского характера.
Действия казаков представлены крупным планом, яркими штрихами, заключающими в себе патетическую гиперболу, которая характерна для героического эпоса. Мы видим весь ход боя, действия отдельных бойцов, их наружность, оружие, одежду. В повести виден образец эпического стиля. Работая над книгой, Николай Васильевич Гоголь пересмотрел множество летописей и исторических источников. Но самым важным источником, который описать запорожцев, были песни. В 1883 г. Гоголь писал своему другу, фольклористу Михаилу Максимовичу: «Что теперь все эти чертовы летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!» В статье о малороссийских песнях Гоголь писал: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» популярна не только в России, но и во всем мире. Ее приравнивают к такому классическому эпическому произведению, как «Илиада» Гомера. Такое художественное средство, как гипербола писателю ярко и выпукло нарисовать образы героев. И в настоящее время повесть Гоголя утверждает добрые чувства, воспитывает мужество и патриотизм в юных сердцах.
Қазақтан шыққан талапкер,
Бұл кітапты қарап көр.
Таратуға халыққа оқып,
Боларсыздар себепкер, -
деген жолдардың жалғасы 14 шумақтан тұратын “Сөз басында” таратылып айтылады. Салған жерден автор қазақ халқының құрылымы, тұрмыс-салты, мінез ерекшеліктері, кемшілік, олқылықтары туралы толғана келіп, роман жазудағы өз мақсатын баяндайды.
Міржақып – төмендердің аласасы,
Сезімнің бар ма, жоқ па тамашасы.
Жылтырап тесік моншақ жерде қалмас,
Қазақша бір роман жаза салшы,-
деген авторлық әзіл халық арасына кең тарап кеткен.
Шығармаға арқау болған уақиғалар ХХ ғасыр басында қазақтың кез келген атырабында, кез келген ауылында, кез келген шаңырағында өтуге мүмкін, әркімге таныс, түсінікті, ортақ, етене сипаттары бар, жалпылық мәнді жәйттер. Автор өз тұсындағы әлеуметтік-қоғамдық өмірдің маңызды арналарын адам тағдыры, нақты әрекет, тартыс арқылы көрсетуді мақсат етіп, ой, идеяны ашық публицистикалық түрде емес, бейнелер, образдар арқылы, көркемдік тәсілдермен береді. Бір сөзбен айтқанда, жазушы таза прозалық шығарма, жанр шарттарын толық қанағаттандыратын туынды жасау талабын ерекше ескерген.
Абайдың қарасөздері, Ыбырайдың шағын новеллалары “Дала уалаяты”, “Айқап” беттерінде жарияланған бірен-саран әңгіме үлгілері қазақ топырағында кең көлемді проза дәстүрлерін жасай алмағанын ескерсек, Міржақып – жаңа жанрдың төлбасы.
“Бақытсыз Жамал” романы туралы алғаш пікір айтқан Ахмет Байтұрсынов:
“Қазақта бұрын роман жоқ еді. Біздің арамызда қазақша бірінші роман жазып шығарған Міржақып Дулатов болды. Оның “Бақытсыз Жамал” деген романы 1910 жылы басылып жарыққа шықты”, - деді.
Негізгі сюжет желісі басты кейіпкер Жамал тағдырымен сабақтас өрбіп отырады. Шығарма оның туғанынан өлгеніне дейінгі аралықтағы негізгі белестерін қамтиды. Әкесі Сәрсенбайдың мойнына бұршақ салып, құдайдан жалбарынып сұрап алған баласы. Шешесі Шолпан әкесінің бір перзентке зар болып жүріп үйленген екінші әйелі. Қиын-қыстау кезеңде қызы үшін шырылдап отқа түсетін осы байғұс ана.