Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых
героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею
подают».
Странность и привлекательность героев рассказа "Критики" в том, что дед и Петька между собой духовно близкие люди, они хорошо понимают друг друга и откровенно делятся своими впечатлениями о фильмах. Дед и внук - настоящие друзья. Петька понимает подавленное состояние деда, когда взрослые не хотят выслушать старого человека, жалеет деда и потом горько плачет, когда деда увозят в милицию. Дед и Петька добрые, наивные, искренние люди в отличие от родителей Петьки и городских родственников, которые живут в материальном мире вещей
Самая сильная сцена в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" -- экзекуция солдата-дезертира, прогоняемого через палочный строй солдат.
Рассказчик Иван Васильевич, страстно влюблённый в дочь полковника Петра Владиславича Вареньку, находится под впечатлением от бала, на котором накануне танцевал с ней весь вечер. Как и следует влюблённому, молодой человек, окрылённый счастьем, видит всё в розовом свете. Он любит не только Вареньку, но и её отца, красивого стройного полковника благородного вида, хозяев, гостей, да весь мир он любит!
Ранним утром, так и не заснув, вернувшись с бала, Иван Васильевич выходит прогуляться и видит страшную картину: солдаты бьют шпицрутенами дезертира, спина которого уже превращена в кровавое мессиво. Бедняга мучается и терпит из последних сил, шепча одну фразу: "Братцы, помилосердствуйте". Но само страшное то, что руководит всем этим отец Вареньки. Ивану Васильевичу, противнику насилия и унижения человека, становится ясно, что за маской благородства и порядочности полковник скрывает лицо бессердечного служаки, для которого подобная экзекуция -- привычное дело.
С этого дня любовь молодого человека тает как весенний снег, потому что в облике Вареньки он видит жестокость и бессердечие её отца.