Четвертое действие комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" начинается с того, что чиновники во главе с городничим собираются дать Хлестакову, принятому ими за ревизора, взятку. Хлестаков еще не догадался, что его приняли за другого. Чиновники решают входить в его комнату поодиночке.
Первым входит Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья. Он роняет деньги и очень пугается. Хлестаков же, увидев купюры, просит дать ему денег взаймы. Обрадованный судья отдает деньги и уходит. Затем один за другим Хлестакова посещают почтмейстер, Лука Лукич, Земляника, а затем Бобчинский и Добчинский. У каждого из них Хлестаков берет "в долг". У Бобчинского и Добчинского разохотившийся Хлестаков денег уже требует.
В восьмом явлении Хлестаков начинает догадываться, что его приняли за важную персону, о чем пишет письмо своему другу, журналисту Тряпичкину. В девятом явлении слуга Хлестакова, Осип, уговаривает барина поскорее уезжать и тот соглашается. затем Хлестаков принимает челобитчиков: сначала к нему приходят купцы с жалобами на притеснения городничего, с которых Хлестаков берет деньги и подарки, обещает разобраться. Жалуются на городничего и женщины, слесарша и унтер-офицерша.
В 12, 13 и 14 явлениях происходит особенно комический эпизод: Хлестаков попеременно заигрывает то с Марьей Антоновнойто с Анной Андреевной, дочерью и женой городничего, причем обеим признается в любви и просит руки. В конце концов он просит у Анны Андреевны руки ее дочери. Городничий благословляет Хлестакова и Марью Антоновну.
В 16 явлении Хлестаков спешит уехать, якобы к богатому старику-дяде. Хлестаков обещает завтра же вернуться, на прощание целует ручку Марьи Антоновны и берет у городничего денег в долг.
Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные карандаши, а самое главное – обещал научить цифрам. Малыш, сгорая от нетерпения, требует немедленного исполнения обещанного. Но дяде не хочется идти в магазин сиюминутно
и он говорит, что сегодня “царский день”,то есть выходной, и магазины не работают. Женя не верит и настаивает на своем. Дядя же, чтобы не баловать ребенка, твердо держится своей позиции. Тогда мальчик хотя бы показать ему цифры, но и тут его ждет отказ. Рассердившись, Женя, обычно очень ласковый, пригрозил своему дяде: “Ну, хорошо же, дядька! Помни ты это себе!” Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился, начал подпрыгивать и громко кричать. Раздраженный дядя шлепнул его и вытолкал за дверь. От обиды малыш заплакал. Дядя долго крепился, но после сам сделал первый шаг к примирению. Нелепая
ссора закончилась тем, что он стал показывать племяннику цифры. “Теперь уже и я наслаждался твоей радостью”, – говорит дядя о своих чувствах.
В этом рассказе Бунин очень тонко анализирует детскую психологию, сравнивая ее со взрослой. Взрослые и дети вроде бы живут вместе, пользуются одним языком, но редко понимают друг друга. Вырастая, человек забывает о своем детстве. Он помнит события, но не может воскресить своего детского отношения к ним. Конфликт дяди и племянника автор рассматривает с двух разных точек зрения. Радость мальчика была погашена гордостью и раздражительностью взрослого. Маленький человек стремился поско рее познать этот мир, изучить цифры, а взрослые, считая это баловством, откладывают все “на потом”. Дядя, рассматривая свой поступок с высоты прожитых лет, стыдится его. Он понимает, что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребенку боль. Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов – вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин.
Объяснение:
протест против крепостного гнёта