Русский генерал, проезжая мимо Тифлиса, оставляет больного пленного ребёнка в Мцхете (мужском монастыре). Ребёнок выживает. Монахи растят его и воспитывают в христианском духе. Но в день принятия обета Мцыри исчезает. Находят его совершенно случайно, через некоторое время, совершенно чужие люди. Монахи возвращают парня в обитель. Но, прийдя в себя, он токазывается пить и есть. Монахи посылают к парню старика, выходившего его, всё узнать. Оказалось, что Мцыри гордится своим побегом.На воле он вспомнил детство, родной язык, близких. Не смог убежать потому, что, сделав круг, вернулся к стенам монастыря. И считал это единственным своим грехом, так как давно, ещё юнцом, поклялся сбежать из монастыря. Своих тюремщиков просит об одном - похоронить его в том уголке сада, откуда виден Кавказ.
Дворянин Агарин уподобляется в поэме степной травке перекати-поле. Это умный, одаренный и образованный человек, но в его характере нет твердости, нет веры: „Что ему книга последняя скажет, / То на душе его сверху и ляжет... “ Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян юная Саша, выросшая в колыбели народной культуры. Именно ей суждено претворить благие порывы Агарина в практические свершения. В повествование о Саше и Агарине Некрасов вплетает любимую народом евангельскую притчу о сеятеле. Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты — земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли „сеятеля“ выступает в поэме Агарин, а благородной почвой оказывается душа юной героини».
Русский генерал, проезжая мимо Тифлиса, оставляет больного пленного ребёнка в Мцхете (мужском монастыре). Ребёнок выживает. Монахи растят его и воспитывают в христианском духе. Но в день принятия обета Мцыри исчезает. Находят его совершенно случайно, через некоторое время, совершенно чужие люди. Монахи возвращают парня в обитель. Но, прийдя в себя, он токазывается пить и есть. Монахи посылают к парню старика, выходившего его, всё узнать. Оказалось, что Мцыри гордится своим побегом.На воле он вспомнил детство, родной язык, близких. Не смог убежать потому, что, сделав круг, вернулся к стенам монастыря. И считал это единственным своим грехом, так как давно, ещё юнцом, поклялся сбежать из монастыря. Своих тюремщиков просит об одном - похоронить его в том уголке сада, откуда виден Кавказ.