Сюжет пьесы строится на контрасте-скупой и рыцарь. Этот контраст и заложен в название трагедии. Скупец - не обычный ростовщик-буржуа, а рыцарь, феодал. Это особый социальный вид, своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности. В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе. Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности - за себя и других. Пушкин наказывает барона смертью за его жадность, нелюбовь к сыну, за людские слёзы, превращённые в монеты. А ещё этой смертью поэт хотел сказать, что страсть к золоту бессмысленна: сундуки полны, а барон мёртв. Никакого счастья золото ему не принесло. Пушкин представляет нам в небольшой трагедии разные оттенки и последствия проявления безграничной власти денег. Он показывает, что они никогда, ни во времена рыцарства, ни в наш век не приносят ничего положительного. Они дают власть, но она не имеет никакой духовной основы. Поэтому власть также быстро рассыпается, как и строилась. Потому и заканчивается трагедия словами : "Ужасный век, ужасные сердца!", Пушкин предвидит, что ради денег, забудутся отец и мать и Род, а услужливые "рыцари" найдут яд, чтобы отравить до конца природную естественную жизнь, как это пророчество и исполнилось в наше лукавое время. Это именно о них писал русский поэт XX столетия, прозаик и философ Б. Л. Пастернак : Кому быть живым и хвалимым, Кто должен быть мёртв и хулим, - Известно у нас подхалимам Влиятельным только одним. Не знал бы никто, может статься, В почёте ли Пушкин иль нет, Без докторских их диссертаций, На всё проливающих свет…. Следовательно, в основе нашей жизни должны быть родственные узы и уважительное отношение к человеку, который, возможно, когда-нибудь именно тебе протянет руку И подобное богатство не должно строиться на корысти. Этой простой истины, кроме Герцога, никто не понял, поэтому автор именно в его уста вкладывает фразу: "Ужасный век, ужасные сердца!" Но мы еще можем попытаться изменить не столько других, сколько самих себя, чтобы рядом с нами был не безжизненный сундук с золотом, а простой человек словом размягчить душу и развеять все сомнения.
На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. - Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою! - Не много ли просишь, старик, за нее? - Да где наживаться! Вернуть бы свое! - Уж больно твоя коровенка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда! - А много ль корова дает молока? - Да мы молока не видали пока... Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Один паренек старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою. Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком: - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад! - Да так ли! Уж выглядит больно худой! - Не очень жирна, но хороший удой. - А много ль корова дает молока? - Не выдоишь за день - устанет рука. Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Буренка, тебя продаю? - Корову свою не продам никому - Такая скотина нужна самому!
Жилин небогат, привык все делать сам. По-человечески Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но Жилин - пленник, за которого хозяин хочет получить выкуп, а если это не удастся, то убить его. Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. Нам понятно нежелание Жилина тревожить старую мать и требовать от нее непосильного, он надеется на свои силы и активно ищет выхода. Жилин занят поисками дороги и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости. Его активность не только в том, что он действует, но и в отношении к миру, в живых чувствах. По-человечески Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но Жилин - пленник, за которого хозяин хочет получить выкуп, а если это не удастся, то убить его. Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. Вот и следует подумать, как показано в рассказе, что мешает людям жить в мире и дружбе.
Сюжет пьесы строится на контрасте-скупой и рыцарь. Этот контраст и заложен в название трагедии. Скупец - не обычный ростовщик-буржуа, а рыцарь, феодал. Это особый социальный вид, своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности. В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе. Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности - за себя и других. Пушкин наказывает барона смертью за его жадность, нелюбовь к сыну, за людские слёзы, превращённые в монеты. А ещё этой смертью поэт хотел сказать, что страсть к золоту бессмысленна: сундуки полны, а барон мёртв. Никакого счастья золото ему не принесло. Пушкин представляет нам в небольшой трагедии разные оттенки и последствия проявления безграничной власти денег. Он показывает, что они никогда, ни во времена рыцарства, ни в наш век не приносят ничего положительного. Они дают власть, но она не имеет никакой духовной основы. Поэтому власть также быстро рассыпается, как и строилась. Потому и заканчивается трагедия словами : "Ужасный век, ужасные сердца!", Пушкин предвидит, что ради денег, забудутся отец и мать и Род, а услужливые "рыцари" найдут яд, чтобы отравить до конца природную естественную жизнь, как это пророчество и исполнилось в наше лукавое время. Это именно о них писал русский поэт XX столетия, прозаик и философ Б. Л. Пастернак : Кому быть живым и хвалимым, Кто должен быть мёртв и хулим, - Известно у нас подхалимам Влиятельным только одним. Не знал бы никто, может статься, В почёте ли Пушкин иль нет, Без докторских их диссертаций, На всё проливающих свет…. Следовательно, в основе нашей жизни должны быть родственные узы и уважительное отношение к человеку, который, возможно, когда-нибудь именно тебе протянет руку И подобное богатство не должно строиться на корысти. Этой простой истины, кроме Герцога, никто не понял, поэтому автор именно в его уста вкладывает фразу: "Ужасный век, ужасные сердца!" Но мы еще можем попытаться изменить не столько других, сколько самих себя, чтобы рядом с нами был не безжизненный сундук с золотом, а простой человек словом размягчить душу и развеять все сомнения.