Глава «Бабушка» является двадцать третьей по счету в повести Л.Н. Толстого «Отрочество». В ней рассказывается о предсмертных днях бабушки Николеньки Иртеньева, от лица которого ведется повествование, и о ее смерти.
Начинается глава «Бабушка» описанием предсмертных дней бабушки Николеньки. Отмечается ее слабость, «бледно-желтоватая глянцевая опухоль» на руке и тяжелый запах, который рассказчик помнит еще со смерти своей матери. Заканчивается эпизод констатацией факта о том, что все свое наследство бабушка оставила Любочке.
В данной главе звучит тема смерти. Умирает бабушка центрального персонажа. Однако Николенька признается, что он не жалеет о бабушке, он думает лишь о собственной смерти, испытывая при этом «тяжелое чувство страха смерти». Тело бабушки, которая умерла, напоминает Николеньке о том, что и он когда-нибудь умрет. Подросток отмечает, что вряд ли кто-то по-настоящему скорбит о бабушке, кроме Гаши. Николенька оказывается прав: после смерти бабушки в доме разговоры ведутся только о ее наследстве. Все толкуют, что и кому достанется. Николенька признается, что и он «невольно и с радостью» ждет получения наследства.
Глава «Бабушка» является кульминационной главой во всей повести «Отрочество». Смерть бабушки Николеньки меняет жизненный уклад семьи, ведь главный герой после смерти матери жил именно в доме бабушки. В дальнейших главах отмечается, что у брата Володи часто не было денег для походов в театр, значит, после смерти бабушки семья Иртеньевых жила скромно и бедно. Однако это событие повлияло не только на внешнее проявление жизни, но и на внутренний мир главного героя. Николенька Иртеньев впервые задумывается над вечным вопросом жизни и смерти.
Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Толстой показывает, что война — это страшное зло, к которой приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не застрелившего Жилина за то, что тот подошел к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жилиным. Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметливость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу относившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом бежать и тем самым его жизнь. Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго и честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться. Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кавказцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жилище местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домашнее хозяйство. Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту таковых событий. Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — подтянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь человек. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый и непорядочный . Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д. Рассказ «Кавказский пленник» написан мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.
1) Было написано в декабре 1883 года. 2) Единение человека и природы. Автор пишет, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. 3) Четырехстопный ямб вроде, если не ошибаюсь. Рифмовка: перекрестная. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА: Риторическое восклицание: "Жестокая пора!" Эпитеты: "Холод лютый", "Жестокая пора", "Скорбящая душа" Инверсия: "Напрасные на них застыли слезы" Метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый» Лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты» Думаю, достаточно. 4) Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что поэт всю свою жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.
Глава «Бабушка» является двадцать третьей по счету в повести Л.Н. Толстого «Отрочество». В ней рассказывается о предсмертных днях бабушки Николеньки Иртеньева, от лица которого ведется повествование, и о ее смерти.
Начинается глава «Бабушка» описанием предсмертных дней бабушки Николеньки. Отмечается ее слабость, «бледно-желтоватая глянцевая опухоль» на руке и тяжелый запах, который рассказчик помнит еще со смерти своей матери. Заканчивается эпизод констатацией факта о том, что все свое наследство бабушка оставила Любочке.
В данной главе звучит тема смерти. Умирает бабушка центрального персонажа. Однако Николенька признается, что он не жалеет о бабушке, он думает лишь о собственной смерти, испытывая при этом «тяжелое чувство страха смерти». Тело бабушки, которая умерла, напоминает Николеньке о том, что и он когда-нибудь умрет. Подросток отмечает, что вряд ли кто-то по-настоящему скорбит о бабушке, кроме Гаши. Николенька оказывается прав: после смерти бабушки в доме разговоры ведутся только о ее наследстве. Все толкуют, что и кому достанется. Николенька признается, что и он «невольно и с радостью» ждет получения наследства.
Глава «Бабушка» является кульминационной главой во всей повести «Отрочество». Смерть бабушки Николеньки меняет жизненный уклад семьи, ведь главный герой после смерти матери жил именно в доме бабушки. В дальнейших главах отмечается, что у брата Володи часто не было денег для походов в театр, значит, после смерти бабушки семья Иртеньевых жила скромно и бедно. Однако это событие повлияло не только на внешнее проявление жизни, но и на внутренний мир главного героя. Николенька Иртеньев впервые задумывается над вечным вопросом жизни и смерти.