Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Много лет спустя, будучи уже известным писателем, Куприн с добрым юмором писал о родном городе: «Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской губернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнят его: „Наровчат, одни колышки торчат". И правда, все наровчатские дома и пристройки построены исключительно из дерева, без малейшего намёка на камень; река Безымянка протекает от города за версту; лето всегда бывает жаркое да сухое, а народ — ротозей. Долго ли тут до Божьего попущения? Так и выгорал из года в год славный город...»
Отца Куприн не помнил. Когда тот умер, будущему писателю было около года. Детские годы Куприна в Москве в сиротском пансионе. Затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии. Но армейская служба продолжалась недолго. Двадцатичетырёхлетний поручик уходит в отставку. Сотрудничает в киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей- прозаиков. Во время Гражданской войны писатель, отступая вместе с войсками белых, оказывается за границей — сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живёт в Париже.
Юношеские, «юнкерские» впечатления, воспоминания о недолгой офицерской службе подсказали многие сюжеты, образы, характеры персонажей рассказов и повестей А. И. Куприна. Целостную, обобщающую картину состояния русской армии писатель воссоздаёт в одном из самых известных своих произведений — повести «Поединок». После «Поединка» писатель надолго оставляет армейскую тематику. Он пишет замечательные повести о любви — «Гранатовый браслет» и «Олеся», рассказы для детей и о детях, психологически тонкие бытовые зарисовки. Героями последнего крупного произведения А. И. Куприна — романа «Юнкера», опубликованного в Париже в тридцатые годы, — вновь становятся будущие русские офицеры, воспитанники военного училища. «Я хотел бы, чтобы , которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкера, наша жизнь, наши обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера" — это моё завещание русской молодёжи», — говорил о романе автор.
«Куст сирени» — одно из ранних произведений писателя, но лучшие качества прозы Куприна — психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета — в полной мере присущи этому рассказу.
действие происходит в небольшом захолустном городке, где нет порядка, а чиновничий произвол доходит до абсурда. власти городка – все сплошь воры, тунеядцы и мошенники. они выступают в роли обобщенного символа николаевской системы. уже в эпиграфе мы видим обличительный посыл произведения: «на зеркало неча пенять, коли рожа крива».
главный герой пьесы – хлестаков, молодой человек невысокого ума, мелкий чиновник, не имеющий гроша за душой. он случайно попадает в городок, а местная знать ошибочно принимает его за ревизора из столицы. основной причиной такой ошибки становится страх проворовавшихся чиновников, он-то и затуманивает им глаза.
духовный и нравственный упадок чиновников заметен в их репликах. никто из них не чувствует своего долга перед страной и делом, каждый печется лишь о собственных интересах. хлестаков же принимается напропалую лгать о своем положении, богатстве и солидных связях. все его фантазии принимаются за чистую монету.
тяпкин-ляпкин, земляника, хлопов, почтмейстер, хлестаков, городничий – все они являются отражением своей эпохи. ярче всего, на мой взгляд, получился образ хлестакова. от него даже произошло целое понятие «хлестаковщина», означающего пустого, глупого человека, который прожигает жизнь и тратит родительские деньги. главным для хлестакова было пустить пыль в глаза.
чем же кончается пьеса? мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили. они, конечно, заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. но гоголь не наказывает их, он выставляет их на всеобщее обозрение с надеждой на торжество справедливости.