В предисловии автор вспоминает себя любознательным ребёнком, который ломал игрушки, чтобы узнать, как они устроены. Точно так же раньше человек изучал природу. Ученики в школах обрывали лепестки цветка, чтобы сосчитать пестики и тычинки. Теперь же человек узнаёт природу, не разрушая её, а обогащая «своими человеческими образами».
Автор учился природе, делая записи, из которых и родился цикл «Лесная капель». В многочисленных рассказах цикла автор с трепетной любовью описывает все этапы весны, лета, осени и зимы. Его восхищают такие явления природы, как гроза, закат и восход солнца, полная луна.
Автор наблюдает за пробуждением природы после зимы, когда тает снег, реки очищаются ото льда, распускаются свежие листья, зацветают травы и цветы. Он описывает повадки животных, птиц, насекомых.
В рассказах цикла описывается, как меняется жизнь леса в течение года, и в каждом слове чувствуется любовь автора к природе.
Краткое содержание рассказа Сергея Баруздина.
Таня живёт с отцом. Мама Тани погибла в геодезической экспедиции. Она несколько раз в году уезжала в длительные командировки в незнакомые Тане места, о которых рассказывал по возвращении.
Отец Тани работал врачом в больнице и, как догадывалась Таня, хотела чтобы она тоже стала медиком.
Когда мама погибла на леднике от моря, отец с Таней принимают решение переехать к морю, ближе к месту гибели мамы. Они отправляются к морю, взяв с собой собаку Тошку. Таня видит море впервые и оно ей интересно.
Тане 13 лет, она находится в возрасте познания и осмысления жизни. Кода из Москвы пересылают мамины вещи, Таня решает стать геодезистом. Как мама.
А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». В полной мере он ее раскрыл в своем авантюрно-приключенческом романе «Дубровский». Это не просто роман, а правдоподобная история о драматичной судьбе бедного дворянина и его сына. В центре сюжета два семейства - Троекуровы и Дубровские. Когда-то главы семейств были хорошими друзьями, но после пары обидных фраз они отдалились и стали лютыми врагами.
Андрей Гаврилович Дубровский был человеком чести и совести. Он не был так богат, как Троекуров, но и требований завышенных к своим крестьянам и окружающим не предъявлял. Сын Дубровского обучался в Петербурге в элитном военном училище. Он ни в чем не нуждался и жил на широкую ногу, что свидетельствует о широте души Андрея Гавриловича. Оппонентом честного дворянина был алчный и жестокий барин Кирила Петрович Троекуров. Его дети тоже ни в чем не знали отказа, но он полностью распоряжался их жизнью и во всем устанавливал свои порядки.
Соседи побаивались Кирилу Петровича, так как от крестьян слышали много о его самодурстве и своеволии. Никто не смел ему перечить, а если кто-нибудь и вставал у него на пути, то до конца жизни раскаивался. Один Андрей Гаврилович не пресмыкался перед этим «властителем жизни» и говорил правду в лицо. Троекурова задевало обывательское отношение соседа, и он решил его проучить. Воспользовавшись своими связями в суде, он подстроил так, что у Андрея Гавриловича отобрали имение, а его признали новым владельцем. После этого бедный Дубровский перенес удар и умер.
Фактически этот добропорядочный человек пострадал из-за того, что не стал отступать от своих принципов чести и стоял до конца на своем. Во время суда Троекуров надеялся увидеть раскаяние на лице оппонента, а увидел только злость и недоумение. Сын Дубровского не уступал отцу в смелости. Не желая терпеть обиду, он сделался лесным разбойником и держал лживых помещиков в страхе ему в этом верные крестьяне, не пожелавшие идти в услужение к Троекурову. Хорошо описывает смелость этого молодого человека один случай, приключившийся с ним в доме Кирилы Петровича.
Когда барин по традиции решил испытать гостя на прочность и запер в комнате с голодным медведем, ни один мускул на его лице не дрогнул. Он просто вытащил пистолет и застрелил зверя. Но тогда еще Троекуров не мог догадываться, что под его крышей поселился не кто иной, как сын Дубровского. О своем истинном происхождении он признался только Марье Кириловне, которую всем сердцем полюбил. У этой героини тоже были высокие моральные принципы. Несмотря на то, что Дубровский был ей мил, она не стала противиться воле отца и вышла замуж за пожилого князя Верейского. Честь и чувство долга для нее оказались превыше всего, даже превыше любви.
В своем романе А. С. Пушкин говорит о вечных ценностях, которые остаются актуальными и на сегодняшний день. Такие понятия как верность своему слову, незапятнанная репутация, доброе имя всегда были в цене, а безмерное честолюбие и властность всегда вызывали неприязнь.