«Уроки французского» (1973) Валентина Распутина — это небольшой по своему объему, но невероятно пронзительный и очень тонкий рассказ о человеческой доброте, сострадании и взаимо . Именно этому научился главный герой произведения у своей молодой учительницы по французскому языку Лидии Михайловны.
Мальчику рано пришлось узнать, насколько сурова бывает к людям жизнь. Он родился в голодное послевоенное время, воспитывался в многодетной семье, рос без отца, а в одиннадцать лет, переехав из родного города в райцентр для продолжения учебы, стал жить полностью самостоятельно. Когда герой остался совсем один в незнакомом городе, ему пришлось выучить еще много жизненных уроков. Мальчик узнал, что, кроме постоянного голода и бедности, в мире также существует жестокость и предательство.
Это герой понял тогда, когда его сильно избили мальчишки, с которыми он играл в «Чику», за то, что он поймал одного из них на жульничестве и пытается отстоять свою правоту. Больше того, на следующий день в школе одноклассник героя Тишка, ставший свидетелем драки, рассказал Лидии Михайловне о том, что его друг играл на деньги, зная, что за это виновника наверняка выгонят из школы. Открывая для себя негативные стороны жизни, герой все больше закрывается в себе и перестает доверять людям. Именно поэтому ему так сложно принять бескорыстную Лидии Михайловны.
Молодая учительница давно уже заприметила этого худенького мальчишку в «застиранном пиджачишке» и поношенных чирках. Узнав, что на честно выигранные у своих сверстников деньги тот покупает лишь «баночку молока», она пытается подкормить бедного ребенка. Учительница понимает, что сделать это просто так не получится, поэтому она придумывает довольно хитрый план: пригласить воспитанника заниматься на дому, а затем между делом предложить ему ужин. Но мальчик, поняв ее намерения, всякий раз убегает из дома Лидии Михайловны. Все остальные попытки учительницы сделать доброе дело герой также отвергает с решительной уверенностью, но женщину это не останавливает, и, в конце концов, она находит подход к мальчику, предложив ему поиграть в азартную игру под названием «пристенок».
Тогда еще герой до конца не осознает, какой важный жизненный урок преподносит ему своим поведением учительница, но тем не менее он начинает доверять ей и принимать от нее в виде выигрыша, поскольку такой получения денег он считает честным. Лишь тогда, когда Лидию Михайловну за азартные игры с учеником увольняют из школы, и женщина через некоторое время присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками, герой понимает, насколько добра была к нему его учительница.
Лидия Михайловна показала своему воспитаннику, что в жизни существуют не только страшные и плохие вещи, в ней так же есть место справедливости, чистоте и благородству. Даже если человек остался совсем один, всегда найдутся люди, готовые прийти к нему на , поддержать и выручить его в сложной ситуации.
Известно, что рассказ «Уроки французского» во многом автобиографичен, и в образе главного героя легко узнается сам Валентин Распутин. Писатель всегда считал, что основной задачей литературы является воспитание чувств человека. И потому для него было важно, чтобы, читая это произведение, мы так же, как и он сам когда-то, имели возможность усвоить один из важнейших жизненных уроков — урок доброты и справедливости.
см. также:
Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин
Характеристики главных героев произведения Уроки французского, Распутин
Стория создания. В истории русской литературы трудно найти произведение, работа над которым принесла бы его создателю столько душевных мук и страданий, но и одновременно столько счастья и радости, как «Мертвые души» — центральное произведение Гоголя, дело всей его жизни. Из 23 'лет, отданных творчеству, 17 лет — с 1835 года до смерти в 1852 году — Гоголь работал над своей поэмой. Большую часть этого времени он прожил за границей, главным образом в Италии. Но из всей огромной и грандиозной по замыслу трилогии о жизни России был опубликован лишь первый том (1842), а второй был сожжен перед смертью, к работе над третьим томом писатель так и не приступил.
Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора. Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька. Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи. Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается. Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла. В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения. Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском. Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может им разобраться в себе.
«Уроки французского» (1973) Валентина Распутина — это небольшой по своему объему, но невероятно пронзительный и очень тонкий рассказ о человеческой доброте, сострадании и взаимо . Именно этому научился главный герой произведения у своей молодой учительницы по французскому языку Лидии Михайловны.
Мальчику рано пришлось узнать, насколько сурова бывает к людям жизнь. Он родился в голодное послевоенное время, воспитывался в многодетной семье, рос без отца, а в одиннадцать лет, переехав из родного города в райцентр для продолжения учебы, стал жить полностью самостоятельно. Когда герой остался совсем один в незнакомом городе, ему пришлось выучить еще много жизненных уроков. Мальчик узнал, что, кроме постоянного голода и бедности, в мире также существует жестокость и предательство.
Это герой понял тогда, когда его сильно избили мальчишки, с которыми он играл в «Чику», за то, что он поймал одного из них на жульничестве и пытается отстоять свою правоту. Больше того, на следующий день в школе одноклассник героя Тишка, ставший свидетелем драки, рассказал Лидии Михайловне о том, что его друг играл на деньги, зная, что за это виновника наверняка выгонят из школы. Открывая для себя негативные стороны жизни, герой все больше закрывается в себе и перестает доверять людям. Именно поэтому ему так сложно принять бескорыстную Лидии Михайловны.
Молодая учительница давно уже заприметила этого худенького мальчишку в «застиранном пиджачишке» и поношенных чирках. Узнав, что на честно выигранные у своих сверстников деньги тот покупает лишь «баночку молока», она пытается подкормить бедного ребенка. Учительница понимает, что сделать это просто так не получится, поэтому она придумывает довольно хитрый план: пригласить воспитанника заниматься на дому, а затем между делом предложить ему ужин. Но мальчик, поняв ее намерения, всякий раз убегает из дома Лидии Михайловны. Все остальные попытки учительницы сделать доброе дело герой также отвергает с решительной уверенностью, но женщину это не останавливает, и, в конце концов, она находит подход к мальчику, предложив ему поиграть в азартную игру под названием «пристенок».
Тогда еще герой до конца не осознает, какой важный жизненный урок преподносит ему своим поведением учительница, но тем не менее он начинает доверять ей и принимать от нее в виде выигрыша, поскольку такой получения денег он считает честным. Лишь тогда, когда Лидию Михайловну за азартные игры с учеником увольняют из школы, и женщина через некоторое время присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками, герой понимает, насколько добра была к нему его учительница.
Лидия Михайловна показала своему воспитаннику, что в жизни существуют не только страшные и плохие вещи, в ней так же есть место справедливости, чистоте и благородству. Даже если человек остался совсем один, всегда найдутся люди, готовые прийти к нему на , поддержать и выручить его в сложной ситуации.
Известно, что рассказ «Уроки французского» во многом автобиографичен, и в образе главного героя легко узнается сам Валентин Распутин. Писатель всегда считал, что основной задачей литературы является воспитание чувств человека. И потому для него было важно, чтобы, читая это произведение, мы так же, как и он сам когда-то, имели возможность усвоить один из важнейших жизненных уроков — урок доброты и справедливости.
см. также:
Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин
Характеристики главных героев произведения Уроки французского, Распутин
Краткое содержание Уроки французского, Распутин
Краткая биография Валентина Распутина