Дубровский возвратился в свой родной дом, где он провёл своё детство. Его встретил кучер и по дороге рассказал о том, что произошло, пока его не было, и как чувствует себя его отец. При подъезде к дому Дубровский увидел знакомую картину. Он начал вспоминать, как он жил в Кистиневки с отцом и матерью, как он бегал и резвился с Машей Троекуровой во дворе, и в тот момент ему казалось всё дорогим и милым. Встречала его вся Кистиневка, даже сам больной отец встал и вышел к дверям, чтобы встретить его.
Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.