Николай Васильевич Гоголь очень любил изучать историю запорожского казачества и очень часто использовал эту тему в своем творчестве. Самым известным произведением, которое посвящается запорожцам является повесть «Тарас Бульба».
Главный персонаж одноименной повести, Тарас Бульба — очень колоритная и яркая личность. Именно в нем Гоголь сумел передать лучшие черты казачества. Запорожский полковник — человек железной воли, искренней души и вековой народной мудрости. Высокое социальное положение не мешает ему оставаться простым и открытым человеком, который всегда будет рад принять в своем доме старых друзей и соратников.
Отдельного внимания заслуживают воинские качества Тараса Бульбы. Опытный и мудрый полководец является настоящим патриотом своей родины и посвятил всю свою жизнь для защиты ее от врагов.
Гоголь представляет Бульбу как порядочного семьянина. Порой он кажется немного суров по отношению к своим близким, но это можно объяснить непростой судьбой, да и сложностями, с которыми сталкивались люди того времени. Он с раннего детства воспитывает своих сыновей Андрея и Остапа настоящими казаками, покладая в будущем на них огромные надежды.
Если старший сын, Остап проявляет твердость характера и очень сильно напоминает своего отца, то Андрей более чувствителен, но ничем не уступает брату в ратном искусстве.
Тарас Бульба хотел, чтоб его сыновья верой и правдой служили своему отечеству, но жизнь распорядилась иначе.
Остап после возвращения из Запорожской Сечи принимает вместе с отцом участие в битве и попадает в плен. Он мужественно переносит все испытания и на казни ведет себе как настоящий мужчина.
В то время казни проходили очень жестоко, подсудимым шаг за шагом отрезали руки, ноги, а посмотреть на это зрелище собирались огромные толпы людей.
Но если Остапом старый Бульба мог гордиться, то поступок младшего сына, Андрея опозорил семью полковника. Андрей влюбился в польскую панночку и ради своей любви отрекся от всего родного, отца, боевых побратимов и отечества.
Увидав Андрея, воюющего на стороне противника, Тарас Бульба преследует его и остается сам на сам со своим сыном. Любовь к родине и воинская честь для старого казака дороже семейных уз, и проявив огромную силу характера, Бульба убивает своего сына.
Потеряв жену и двоих сыновей, запорожский полковник полностью отдает себя родине и войне с врагами. Умирает старый казак, будучи привязанным к дереву и заживо подожженным, а последние слова Тараса Бульбы — напутствие для братьев — запорожцев, которые продолжат его дело после смерти.
Поэт Борис Пастернак- лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как в свое время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь - именно «божий мир».
Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на писательской даче. Все ручьи, овраги, старые'дерева этого чудесного места вошли в его пейзажные зарисовки.
Те читатели, которые, как и я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.
Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем робкий», иной дождик у Пастернака ходит по просеке «как землемер и метчик». Гроза у него может угрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как человек, который боится упасть.
Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго до зари
Крапают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоящим дождем.
Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстает перед читателем Урал в стихотворениях «На пароходе», «Урал впервые». Есть у него и зарисовки Севера — «Ледоход», «Отплытие».
Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изображает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен;
Недавно этой просекой лесной
дождь как землемер и метчик.
Лист ландыша отяжелен блесной,
Вода забилась в уши царских свечек.
Взлелеяны холодным сосняком,
Они росой оттягивают
Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке...
Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних поездах». В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические горизонты, и обновленную утонченным чувством природу.
С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи , только Куинджи.
Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки:
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо,
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном,
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Пастернак кроме всех прочих его литературных заслуг всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.