В издательстве «Молодая гвардия» вышла книга, посвященная Гомеру (серия «Жизнь замечательных людей»). Ее автор, Игорь Суриков, помимо множества специальных трудов по античной истории и культуре, написал ряд научно-популярных работ (о Геродоте, Сафо, Сократе и др.). «Горький» ознакомился с его новой книгой и выбрал из нее десять фактов, которые вряд ли поразят знатока Древней Греции, но всем остальным наверняка покажутся неожиданными и занимательными.
1. Одним из основных аргументов в пользу того, что исторического Гомера не существовало, служило то, что ни один человек не в состоянии запомнить и исполнить стихотворные произведения такого объема. Однако в середине XX века на Балканах фольклористы обнаружили сказителя, который исполнял эпическое произведение размером с «Одиссею»: речь об этом идет в книге американца Альберта Лорда «Сказитель». Начинается она так:
«Эта книга о Гомере. Он наш Сказитель. Однако в более широком смысле он олицетворяет собой всех сказителей с незапамятных времен до наших дней. И о них тоже наша книга. Любой из этих сказителей, даже самый посредственный, в такой же мере представляет традицию устного эпического сказительства, как и самый одаренный из них — Гомер. Среди сказителей современности нет никого, кто был бы равен Гомеру; но один из известных нам сказителей более других сопоставим с Гомером по уровню мастерства. Это Авдо Меджедович из Биела Поля в Югославии. Он — наш сегодняшний балканский Сказитель».
2. Известно, что греки позаимствовали письменность у финикийцев, которые обитали на восточном побережье Средиземного моря и говорили на семитском языке, близком к ивриту. Принято считать, что сделано это было для удобства торговых операций, — но, вероятно, дело еще и в том, что новая письменность требовалась для записи гомеровского эпоса. Об этом свидетельствует введение гласных, которых у финикийцев не было:
«Для ведения коммерческой отчетности гласные в общем-то не нужны. Финикийские купцы веками обходились без них и не испытывали никакой потребности в изменении положения. А вот для записи поэтических произведений гласные действительно совершенно необходимы (особенно учитывая, что для греческой поэтической метрики и просодии совершенно необходимо, в числе прочего, различать долгие и краткие гласные).
Многие писатели старались создать произведение, в котором главный герой будет положительным настолько, что его назовут праведником. Это удалось сделать А. И. Солженицыну. Написав произведение «Матрёнин двор» и построив замечательную композицию, автор смог доказать читателю, что Матрёна, главная героиня произведения, и есть праведница. Но кто же это такие? Почему они отличаются от обычных людей, святых? Праведники — святые люди, которые живут на земле, ведущие идеальный образ жизни, но они не могут стать божествами, потому что не хотят отказаться от людей и труда. Так почему же автор называет Матрёну праведницей?
А. И. Солженицын называет её так, потому что главная героиня готова пожертвовать собой ради других. Матрёна — идеальный пример для всех людей, ведь она не побоялась и избу в обмен на свою жизнь.
Матрёна была обычной женщиной, которая жила в деревне. Она очень любила работать, держала у себя козу всем жителям деревни. Матрёна всегда болела, её спина раз в месяц всегда подводила, и героиня даже не могла встать. Но даже несмотря на эту боль Матрена продолжала работать и Все идут спросить её совета или за а она никогда не отказывает никому. Такое трудолюбие заслуживает похвалы с нашей стороны. Вот часть её натуры.
Матрёна очень любила свою избу. Для неё это была память о её муже, который не вернулся с войны. Матрёна всегда её оберегала, но однажды пришёл брат мужа и попросил отдать часть избы приёмной дочке. Матрёна не могла отказать, ведь её дочь была в другом города, главная героиня её очень сильно любила. Это и погубило Матрёну. Когда они перевозили бревна, телега застряла в рельсах, а рядом шёл приближающийся поезд. Матрёна там и погибла.
Возникший конфликт между Матрёной и братом мужа разрешился. Изба досталась дочке, все в деревне плакали после смерти Матрёны, но горя в их душах не было. Они старались показать грусть, а сами уже думали, как разделить дом и землю.
Все эти фрагменты жизни Матрёны показали читателям, какой же образ жизни вела Матрёна. Хотя она всем и никому не отказывала, всё равно она погибла трагичной смертью, защищая самое дорогое, что у неё есть.
Таким образом, автор показывает Матрёну праведницей не случайно. Она была добра и смела в своей жизни. Матрёна была достойна более лучшей жизни и смерти, но это именно это закалило её, сделало сильнее.
Воть