Я хочу рассказать о героической повести «Обелиск».
Её создал белорусский писатель Василь Быков в 1971 году.
В числе его произведений такие повести, как «Сотников», «Стужа», «Дожить до рассвета», «Круглянский мост», «Проклятая высота» и много других произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
События, о которых рассказывается, происходят в Белоруссии во время войны.
Главными героями являются Алесь Иванович Мороз — сельский учитель; Тимофей Титович Ткачук — бывший учитель, заведующий районо и партизан; рассказчик, имя которого не называется.
Учитель Мороз был очень хорошим человеком, преданным детям, которых он любил, учил и воспитывал. Он так заботился об учениках, будто они были его родными детьми. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.
Когда в Белоруссию пришли немцы, учитель Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз остался с детьми, тайно партизанам. Полицай из односельчан начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Тогда преданные Морозу дети решили отомстить. Небольшая группа ребят подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Полицаи, выбравшись из воды, смогли догнать мальчишек и схватили их. Мороз ушел к партизанам. Но немцы вынудили его сдаться, пообещав отпустить детей. Но и Мороза, и всех ребят, кроме одного по фамилии Миклашевич, повесили. В честь погибших детей поставили обелиск, а Мороза посчитали попавшим в плен и недостойным памяти.
В книге показано, что в истории войны совершались и такие подвиги, которые не были по достоинству оценены современниками.
Это героическая история, которая поднимает много разных проблем. Она показывает, что учительство – это призвание, а не ремесло; добровольно сдаться в плен – не всегда предательство; собственная совесть важнее, чем собственная жизнь.
Основную мысль можно сформулировать так: у скромного сельского учителя смелости и отваги хватило на то, чтобы доказать, что есть вещи важнее собственной жизни.
Как бы скептики не превозносили рассудительность и ум, а романтики не защищали голос сердца, нельзя опираться лишь на одно из них. Очевидно, что человек, совершая поступок, должен рассчитывать на то и другое, чтобы принять правильное решение. Однако эта простая истина, к сожалению, понятна далеко не каждому.
Родион Раскольников, например, руководствовался исключительно разумом, когда пошел на убийство. Для него оно было «чисто теоретическим», то есть своеобразным уравнением, которое подкрепляло или опровергало гипотезу. Герой заглушил голос сердца, который призывал его к доброте и милосердию. Но если человек «право имеет», чувствами он умеет пренебречь, думал Раскольников и ошибся. Преступление заняло каких-нибудь несколько страниц, все остальное посвящено наказанию. Сам преступник бичует себя и мучает, ведь всем существом раскаивается в содеянном. Если бы герой прислушался к зову души, он бы не убил в себе человека, лишив жизни троих людей.
Другой пример из того же романа – Семён Захарович Мармеладов. Этот человек когда-то служил чиновником, имел все необходимое для достойной жизни и даже женился на вдове с тремя малолетними детьми. Но глава семейства спился и был уволен со службы. Никаких особых причин для горького, беспробудного пьянства у него не возникало. Напротив, забота о большой семье человека обычно сдерживает. Однако герой лишь чувствовал потребность выпить и не мог осознать, как это отразится на его близких. В результате, его единственная дочь Соня пожертвовала честью, получив «желтый билет». Остальные дети и жена его прозябали в нищете. А Мармеладов лишь чувствовал вину. Достаточно ли этого для взрослого человека? Может ли он позволить себе жить так неразумно? Этот пример – мрачная иллюстрация неразумных действий, порожденных лишь чувствами.