Стихотворение написано в 1883 году, в последние годы жизни. это плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия. а. а. фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. пейзаж у фета не самоценен, он выявляет жизнь души. первая строчка содержит основную идею стихотворения. дуб и береза – традиционные деревья средней полосы россии. (аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: "застыли слезы", "треснула… кора. поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: « "они стоят, молчат; молчи и ты! ". параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. в строке "и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты! " поэт наделяет сердцем даже деревья. поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: "все злей","сердито рвет","за сердце хватает". эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. немногочисленные эпитеты – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы-тоже преимущественно посвящены описанию зимы. таким образом, поэт хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа. вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: "но верь весне.", потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт с собою тепло и жизнь. весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придёт и в трудную минуту. и, наконец, торжествует добро, красота, гармония: "переболит скорбящая душа". метафора: застыли слёзы; метель сердито рвёт, за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат ( деревья)
Жизнь федора достоевского была трагичной, и, быть может, трагизм его собственной судьбы ему ощутить такие глубины трагического в мире и в человеке, которые большинство людей не может, или не желает видеть. трудная жизнь в бедности, каждодневный труд на износ, тяжелое нервное расстройство, вынесенный в юности смертный приговор за участие в социалистическом кружке (приговор был изменен в последнюю минуту перед расстрелом и заменен каторгой) , нелегкие годы, проведенные в сибири, затем разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского бога и жажда верить в него – так складывался жизненный путь писателя. значительную часть своей жизни достоевский прожил в петербурге – городе, где россия и европа соединились, переплелись и сошлись в противоборстве и, можно сказать, что он был во многом петербургским писателем. величавые громады дворцов над реками и каналами, гранитные набережные, правильные прямые проспекты, прекрасные памятники и, рядом с этим величием и великолепием, - чахоточный туман, грязные “доходные” дома, где в жалких каморках, в мрачной сырой атмосфере сгущающихся сумерек , мучаются, сходят с ума “униженные и оскорбленные” “бедные люди” – герои достоевского. нередко достоевского называют “жестоким талантом”, а его мировоззрение характеризуют как “философию трагедии”. весь свой гений достоевский посвятил раскрытию тайны человека. он так и писал: “человек есть тайна. ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. существование бога и предназначение человека для героев достоевского – не просто “точки зрения”, но вопросы жизни и смерти. в относительно спокойном, еще самодовольно верящем в прогресс, науку и разум, но уже не верящем в бога, xix веке, достоевский (задолго до фрейда, открывшего бессознательное) , указывает на скрытую в человеке склонность к агрессии, на утрату современным человеком смысла жизни, на одиночество и трагизм человеческого существования, сильнейшую внутреннюю борьбу. “дьявол с богом борется, а поле битвы – сердце человека”, говорит писатель. герои достоевского – мятущиеся натуры, всегда пребывающие в дисгармонии, в “надрыве”, одержимые “проклятыми вопросами”, неспособные к мещански-равнодушной жизни, жаждущие переделать мир, спасти человечество, выходящие за рамки общепринятых норм, “золотой” - благодушной и безопасной, - “середины”. подобно другим пророкам, своим современникам – кьеркегору и ницше, достоевский больше созвучен катастрофизму хх века, чем своему времени. в человеке есть много такого, о чем он сам и не подозревает и что писатель называет “подпольем”. эта тайная, подсознательная жизнь человека выступает то в виде его “двойника” (например, смердяков – брат и двойник ивана карамазова) , то в виде “подпольного человека” (повесть “записки из подполья”). важнейшие для человека проблемы писатель разрешает не путем рассуждения, а через поступки, через судьбу своих персонажей. этим героям (даже порой лично ему малосимпатичным) достоевский дает возможность высказаться в полную меру, показать всю логику своих мыслей и следующих за ними действий. поэтому-то герои – “разрушители” и “отрицатели”, одержимые страстями, гордыней, неверием, - иван карамазов, родион раскольников – выглядят убедительно и по-своему привлекательно. они зачастую правдоподобнее и глубже, чем “положительные” персонажи достоевского – соня мармеладова, князь мышкин, алеша карамазов или старец зосима. достоевский восстает против просветительского мифа о человеке, как прежде всего рассудочном существе, в котором рассудок отождествляется с добрым началом, а биологические инстинкты – со злым. зло в человеке (как и добро) таится не в одних биологических инстинктах, а в самом духе, в сердце человека, оно есть тоже явление духовного порядка. продолжение в комментариях.