«Если тебя стошнит, пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину».— «Хорошо». — «Боишься?» — «Немножко»; «Не плачь! Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!.. Сядь прямо, если хочешь научиться, как идти на посадку». У Дэви, в свою очередь, «когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа».
Рассказ «бирюк» — один из немногих рассказов «записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. но из-за цензурных ограничений тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. олицетворением помещика является бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. образ бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся принципом неуклонного служения долгу. при всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес нищенское существование: «ей-богу, с детки пищат, сам знаешь. круто, во как, приходится». бирюк отпускает крестьянина не из-за страха перед его угрозами: «да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой! », — а из сочувствия ему. бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.
Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. Так бывает, когда человек, долго носивший теплую куртку во время холодной зимы, вдруг однажды вышел в ней на улицу и заметил: "Стоп, а ведь теплая одежда больше не нужна, весна началась и теперь с каждым днем будет теплее." Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна.