1). Кто такие шкилетники? (дайте характеристику)
2). Кто такой Дыбаков? (дайте характеристику)
3). Почему шкилетник обращается к Дыбакову?
4). Какое впечатление произвела сцена этого разговора на ребят?
5). Ваше впечатление от этой сцены.
6). Кому симпатизирует автор рассказа? Докажите своё мнение цитатами из текста.
Текст
Вместе с другими ребятами я был свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним
шкилетником.
Дыбаков - первый секретарь партии в нашем районе, высокий, в полувоенном кителе с
рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. Ходил он, заложив руки за
спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами. В клубе
железнодорожников проходила какая-то районная конференция. Все руководство района во
главе с Дыбаковым направлялось в клуб по усыпанной толченым кирпичом дорожке. Мы,
ребятишки, за неимением других зрелищ тоже сопровождали Дыбакова.
Неожиданно он остановился. Поперек дорожки, под его хромовыми сапогами, лежал
оборванец - костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче,
положив коричневый череп па грязные костяшки рук, глядел снизу вверх, как глядят все
умирающие с голоду — с кроткой скорбью в неестественно громадных глазах. Дыбаков
переступил с каблука на каблук, хрустнул насыпной дорожкой, хотел было уже обогнуть
случайные мощи, как вдруг эти мощи разжали кожистые губы, сверкнули крупными зубами,
сипяще и внятно произнесли:
— Поговорим, начальник.
Обвалилась тишина, стало слышно, как далеко за пустырем возле бараков кто-то от
безделья тенорит под балалайку:
Хорошо тому живется, У кого одна нога, Сапогов не много надо И портошина одна.
— Аль боишься меня, начальник? Из-за спины Дыбакова вынырнул, райкомовский работник
товарищ Губанов, как всегда с не застёгивающимся портфелем под мышкой:
— Мал-чать! Мал-чать!.. Лежащий кротко глядел на него снизу вверх и жутко скалил зубы.
Дыбаков движением руки отмахнул в сторону товарища Губанова.
— Поговорим. Спрашивай — отвечу.
— Перед смертью скажи… за что… за что меня?.. Неужель всерьез за то, что две лошади имел?
— шелестящий голос.
— За это, — спокойно и холодно ответил Дыбаков.
— И признаешься! Ну-у, заверюга…
— Мал-чать! — подскочил опять товарищ Губанов. И снова Дыбаков небрежно отмахнул его в
сторону.
— Дал бы ты рабочему хлеб за чугун?
— Что мне ваш чугун, с кашей есть?
— То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти
в колхоз? Только честно!
— Не хотел.
— Почему?
— Всяк за свою свободушку стоит.
— Да не свободушка причина, а лошади. Лошадей тебе своих жаль. Кормил, холил — и вдруг
отдай. Собственности своей жаль! Разве не так?
Доходяга , помигал скорбно и, казалось, даже готов был согласиться.
— Отыми лошадей, начальник, и остановись. Зачем же еще и живота лишать? — сказал он.
— А ты простишь нам, если мы отымем? Ты за спиной нож на нас точить не станешь? Честно!
— Кто знает.
— Вот и мы не знаем. Как бы ты с нами поступил, если б чувствовал — мы на тебя нож острый
готовим?.. Молчишь?.. Сказать нечего?.. Тогда до свидания.
Дыбаков перешагнул через тощие, как палки, ноги собеседника, двинулся дальше, заложив
руки за спину, выставив грудь с накладными карманами. За ним, брезгливо обогнув доходягу,
двинулись и остальные.
Он лежал перед нами, мальчишками, — плоский костяк и тряпье, череп на кирпичной
крошке, череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости и ,
задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопивец!
"...Начинаются чины – перестает искренность..." "...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." "...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." "... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. "...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..." "...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг " "Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в богатство..." "...Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою... "...Наличные деньги – не наличные достоинства..." "...Золотой болван – все болван..." "не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного..." "... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает..." (Стародум) "...Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек...".В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь..." Перед нами в чистом виде просветительские речи гуманиста - просветителя.Так во что верит Фонвизин ?В силу разума ,в здравый смысл ,в милосердие ,в порядочность ,честность ,ответственность и благоразумие .,в долг и честь человека! Этому у него научился А.С.Пушкин ,который впоследствии скажет: !"..В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал"