Вышло так.
История создания
О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.
1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.
Тема
Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.
Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.
И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.
После переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву молодой художник Василий Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата, близ Храма Преображения, на углу Трубниковского и Дурновского переулков.
В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». Обе эти работы были написаны Поленовым в 1878 году[1].
Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшалым. Мы видим облупившуюся штукатурку, ржавеющий карниз, отвалившуюся местами лепнину, выщербленные ступени лестницы[2].
В русской живописи Василий Поленов вслед за А. К Саврасовым считается одним из зачинателей «пейзажей настроения», а последователями стали его ученики — И. И. Левитан и К. А. Коровин.
Если в «Московском дворике» открытое залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.
В сюжет своих картин В. Поленов вводит не только природные и архитектурные мотивы, но и сценки повседневной жизни, что относит их к «пейзажному бытовому жанру». Будучи потомком дворянского рода, художник создает убедительные образы обитательниц «дворянского гнезда», что придает настроению картины ностальгический характер и вносит оттенок литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру российского дворянства, по произведениям русских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова[3]. Тургенев располагал собранием произведений «барбизонской группы», друживший с ним Поленов воспринял принципы работы этой группы с цветом. Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета и так называемыми «тургеневскими мотивами»[1][2].
Внимание и любовь к природе художник проявлял с раннего детства. Принципы пленэрной живописи Василий Поленов во многом воспринял от импрессионистов, с картинами которых знакомился во время зарубежной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств[1][4].
Своё отношение к творчеству художник выразил кратко[5]: