В основу сюжета романа «дубровский» лёг реальный случай, рассказанный пушкину близким товарищем п. в. нащокиным — «про 1-го бедного дворянина по фамилии островский (как и именовался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить поначалу подьячих, позже и других». сюда же пушкин добавил известные ему сведения о схожих делах нижегородских помещиков дубровского, крюкова и муратова, также характерах обладателя села петровское п. а. дубровский, о чем говорит название романа. все описываемые события связаны с его личностью, его судьбой. по ходу повествования характер, мировоззрение, внутренний мир дубровского претерпевают изменения. он испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный дефорж, грозный и честный разбойник. цель таких попыток – изменить судьбу. но сделать это не удается, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которыми были и у отца, - бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь. бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. все попытки владимира отстоять свое право быть бедными и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением. маша героиня повести марья кириловна троекурова — тип красивой барской дочки, которая воспитывалась отцом кирилой петровичем, и которая выросла «в глазах родителя». такое своенравное воспитание сделало машу недоверчивой, она привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли.
Центре произведения главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна. Учитель французского языка восхищает главного героя тем, что коренным образом отличаясь от него, предстает перед ним некой волшебницей, существом неземным и возвышенным. А учитывая, что его успехи во французском поначалу весьма скромны, еще и неким пугающим образом. Характеризуя Лидию Михайловну следует уделить особое внимание тому, как видит ее главный герой: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».