Касаемо поступка Данко, когда он своим пламенным сердцем заставил поверить народ в лучшее и осветил им дорогу, это конечно риск оправданный. Как описывает Максим Горький состояние людей до того как Данко совершил свой поступок: Никто из племени, кроме Данко, не решился противостоять невзгодам. Данко пытается всем людям, жертву своей жизнью. Люди не замечают это, ведь им главное себя и остальное для них неважно. В конце этого произведения Сердце Данко гаснет, так как он решил, что всем людям и не нужен им больше.
В центре творчества А. И. Солженицына всегда находятся нравственные проблемы. В своих произведениях он рассуждает о том, что такое добро и зло, и может ли человек противостоять злу.
Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963 году, первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Однако по требованию цензуры заголовок был изменен, а время действия было перенесено в 1953 год, то есть в дохрущевские времена. Прежняя дата — 1956 год — была восстановлена уже значительно позже.
Действие рассказа «Матренин двор» происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», то есть, с одной стороны, автор подчеркивает, что речь идет о европейской части России (близость Москвы), с другой стороны, мы понимаем, что деревня находится вдали от больших городов. Здесь, в глуши, в «нутряной» России, остался русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века.
Повествование ведется от лица учителя, который, описывая жизнь хозяйки избы, пытается разобраться в том, что происходит. Он сам — человек лагеря и теперь тяготеющий к этой российской глубинке с ее тишиной и спокойствием.
В первой главе рассказчик знакомит читателя с главной героиней рассказа Матреной и ее обыденной жизнью. Действия здесь практически нет. Он подробно описывает саму Матрену, ее дом, рассказывает о ее привычках. В характеристике героини важную роль приобретает описание ее избы и различных бытовых мелочей: фикусов, зеркала, плакатов. Мы видим рядом с героиней колченогую кошку, что говорит о Матрене как об одиноком, но сердобольном человеке. Изображение избы и быта героини становится средством раскрытия ее характера. Солженицын подчеркивает непохожесть Матрены на других людей, ее яркую индивидуальность. Это сказывается в ее непритязательном отношении к одежде, в пристрастии к тому, что создает впечатление шумной, неодинокой жизни: копошащиеся мыши, тут и там снующие тараканы.
Во второй главе автор обращается к истории жизни Матрены. А жизнь она прожила непростую: гибель мужа, смерть шестерых детей, болезни. Она терпела бесконечные обиды, хотя всю жизни работала не покладая рук. Ее обманывали при расчетах, выгнали из колхоза, лишили пенсии, а она как-то жила. Создавая образ Матрены, автор поднимается на уровень глубоких обобщений. Беды и страдания героини воспринимаются читателем как выражение трагедии крестьянской жизни вообще.
Объяснение: