Дон Кіхот і Санчо Панса - два, здавалося б, полярні світи - два абсолютно різнопланові персонажі, яких ніщо не може поєднувати.
Але життя - річ непередбачувана, і ось справжній ідальго вже поряд зі звичайнісіньким селянином пліч-о-пліч ідуть шукати кращого життя, стають у нерівну боротьбу з жорстоким світом, змагаючись за добро і справедливість.
Порівняльна характеристика персонажів показує ті протилежності, які притягнулися, не зважаючи на обставини.
Дивно, як у постійній взаємодії двох діаметрально протилежних особистостей виникають спільні мотиви для діяльності, з'являється порозуміння та справжня дружба, готова йти на жертв для забезпечення благородних цілей.
- Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.
Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.
Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости “человек должен ходить по земле гордо и легко”, следовательно, произведениям присущ оптимизм.
Конфликт имеет двуплановость:
1) молодость отцов с одной стороны;
2) мудрость отцов с другой стороны.
Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.
Герои делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.
Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.