«Мёртвые души» задумывались как сатирический плутовской роман, парад злых карикатур, — как писал Гоголь в «Авторской исповеди», «если бы кто видел те чудовища, которые выходили из-под пера моего вначале для меня самого, он бы точно содрогнулся». Во всяком случае, содрогнулся Пушкин, который слушал в авторском чтении первые главы в ранней, не дошедшей до нас редакции, и воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!» 1 . Таким образом, хотя впоследствии поэма Гоголя приобрела репутацию гневного приговора российской действительности, на самом деле мы имеем дело уже с добрыми, милыми «Мёртвыми душами».
Постепенно идея Гоголя изменилась: он пришёл к выводу, что «многие из гадостей не стоят злобы; лучше показать всю ничтожность их...», а главное, вместо случайных уродств решил изобразить «одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши», показав именно национальный характер и в хорошем, и в плохом. Сатира превратилась в эпос, поэму в трёх частях. План её был составлен в мае 1836 года в Санкт-Петербурге; 1 мая 1836-го там состоялась премьера «Ревизора», а уже в июне Гоголь уехал за границу, где провёл с небольшими перерывами следующие 12 лет. Первую часть своего главного труда Гоголь начинает осенью 1836 года в швейцарском городе Веве, переделывает всё начатое в Петербурге; оттуда он пишет Жуковскому о своём произведении: «Вся Русь явится в нём!» — и впервые называет его поэмой. Работа продолжается зимой 1836/37 года в Париже, где Гоголь узнаёт о гибели Пушкина — с этих пор в своём труде писатель видит нечто вроде пушкинского духовного завещания. Первые главы поэмы Гоголь читает знакомым литераторам зимой 1839/40 года, во время недолгого приезда в Россию. В начале 1841-го закончена почти полная редакция «Мёртвых душ», но Гоголь продолжает вносить изменения вплоть до декабря, когда он приехал в Москву хлопотать о публикации (последующие правки, внесённые по цензурным соображениям, в современных изданиях обычно не отражены).
Лучшие из цитат:
"... щедр человек на слово «дурак»..."
"... как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…"
"...Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин..."
"... трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному..."
"... весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца..."
"... ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости..."
ответ:Любовь в повести Карамзина «Бедная Лиза» играет главную роль, ведь именно это чувство стало движущей силой сюжета. Автор хотел показать своему сословию, что и крестьянки любить умеют, то есть они – такие же люди, как и дворяне. Глубокие и искренние эмоции в этом произведении – знак равенства, объединяющий простой народ и элиту. Но в этом уравнении знатные господа — далеко не самые большие величины, ведь величие души и сердца демонстрирует именно простолюдинка Лиза, а не обеспеченный и избалованный Эраст.
Изначально влюбленность стерла сословные различия между бедными и богатыми. Эраст приходил к Лизе каждый вечер, ему опротивело его лицемерное окружение, а в девушке с окраин он видел чистоту и непосредственность. Но для него, как оказалось, это было лишь очередным непривычным приключением. Героиня же полюбила молодого человека всей душой, у нее еще никого не было, зато первые чувства стали для нее смыслом жизни. Она отдалась ему не от порочности, а из-за нетронутой добродетели. Лиза и подумать не могла, что любимого человека можно бросить и обмануть ради материального благополучия. В ее естественном мире цветов, туманов и лесов не было места коварству. Наивность сгубила крестьянку так же, как Эраста – искушенность. Он привык к тому, что любовь приходит и уходит, и никто по этому поводу долго не грустит. Поэтому когда он узнал, что Лизы больше нет, его совесть пробудилась. Он винил себя в ее смерти до конца своих дней.
Таким образом, испытание любовью в повести «Бедная Лиза» показало, кто есть кто: крестьянка – наивная, но честная и богатая натура, а вот дворянин – умный, опытный, но испорченный и порочный человек.
Объяснение: