Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и понять природу конфликта.
Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.
Автор рассматривает такие явления, как расшатывание орфографических и орфоэпических норм, смешение стилей, изменения в лексике и грамматике, — оставаясь при этом на оптимистических позициях, трактуя их как признаки неутраченного творческого потенциала языка. кронгауз подчёркивает, что писал книгу, отталкиваясь от точки зрения простого носителя языка, хотя и имеющего соответствующее образование: первая глава книги называется «заметки просвещённого обывателя»[5]. во второй главе «ключевые слова эпохи» автор рассматривает неологизмы последних лет и их связь с изменениями в обществе. в связи с большим количеством таких нововведений в языке автор отмечает появление нового жанра «псевдословаря»: в таких книгах авторы стилизуют свои рассуждения о жизни, , языке и политике под словарные статьи, располагая их в алфавитном порядке. к подобным книгам он относит такие издания, как «азбука жизни» и «лбюовь»[9] кати метелицы, «словарь модных слов» владимира новикова и « сегодня: жизнь по понятиям» сергея . отдельно кронгауз рассматривает процесс «отмирания» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными. ещё одна тема, которой касается автор, — слова из «группы риска», употребление которых может вызвать резкое неприятие у тех или иных социальных групп. это прежде всего различные жаргонизмы: криминальное арго, молодёжный сленг, язык гламурных изданий, интернет-сленг и так далее[5].
Вкниге описываются впечатления автора от путешествия в районе онежского озера и других более северных районах. автор совершает путешествие из петербурга и окунается в новый мир, как будто застывший во он образно пишет о суровой северной природе, о взаимодействии местных жителей с ней, о небольших городках и поселениях. некоторые главы посвящены конкретным людям, ярким характерам. в произведении затронуты и религиозные темы, автор рассказывает о староверцах, раскольниках, монастырях, например, о соловецком монастыре. пришвин касается и вопросов освоения этих мест петром 1. но в основном, все же, это произведение об обычных людях, заселяющих природу северного края. перед читателями предстают полесники, ловцы, певцы былин, вопленицы, скрытники - такие непривычные и непонятные для городского жителя персонажи. книга пронизана связью человека с природой.
Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и понять природу конфликта.
Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.