Комедия н. в. гоголя "ревизор" имеет своеобразный характер драматургического конфликта. в ней нет ни героя идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. чиновники сами обманывают себя, навязывая хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти той же чиновничьей касты ? легковесный, но претенциозный человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством применяться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения."он - как вода, принимающая форму любого сосуда", - замечает ю. манн.по своему служебному положению хлестаков занимает самую скромную ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор, чиновник самого низкого класса. ничего он не выслужил, все прокутил, и теперь отец его требует домой, в саратовскую губернию. остановка в уездном городе у него вынужденная: все деньги проиграны, но даже затруднительное положение не может заставить хлестакова всерьез задуматься над чем либо. ничего он не понимает во время встречи с городничим: обороняется жалобами на трактирщика, горячится, нелепо и смешно гневается, прикрывая свой страх и растерянность. а после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого наконец то оценили по достоинству.посетив богоугодное заведение, где хлестаков великолепно позавтракал, он пребывал на верху блаженства. "обрываемый и обрезываемый доселе во всем… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь.". усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого "пустейшего" человечка, что рисовалось в его нелепых мечтах. жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: "ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия", это еще и предел всех стремлений правящего круга этой губернии: все блага приобретаются уже потому, что ты есть и ты этого хочешь.
сюжет этого шедевра великого художника хорошо известен: запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону османской империи. сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блистательной порты". перед нами этакий "мозговой штурм" - процесс сочинения ответа султану. композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько "кругов", наполненных разным смысловым содержанием. в центре - писец. едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. судя по одежде - это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку "ученому". рассмотрим "ближний круг". над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес мохаммеда. еще секунда и новая строка послания будет далее по часовой стрелке - казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. они словно противопоставлены друг другу. при внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. то тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. в его взгляде осуждение и скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага - главные кач