СМЕРТЬ ПОЭТА Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример. Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?... издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. И он убит - и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он - с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Чтобы судить о поступке Тараса Бульбы, надо внимательно прочитать само произведение Н. В. Гоголя. В порыве страсти к полячке Андрий отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны. Мало того, в результате его предательства польские войска беспрепятственно проникают в город, жестоко расправляясь с не ожидающими подвоха казаками, многих перебив спящими, многих пленив. Именно об этом скажет старый казак сыну-предателю: "Что, сынку тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!.. Я тебя породил, я тебя и убью! " А потом, когда все будет кончено, с горечью добавит: "Чем бы не козак был? и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! " Какое время - такие и герои.
Существует несколько теорий на этот счёт. Первая из них отстаивает все размышления и суждения Чацкого, как действительно нечто великое и неприкосновенное, что определяет его ум и красноречие. Однако существует другая теория, что является противоположностью первой. Что все его слова и речи - лишь игра на публику. Даже А.С. Пушкин писал своему другу по переписке: " А так ли Чацкий умен?" Т. к. пытаться что-то объяснять людям, которые тебя не слышат, показатель лишь глупости не более. Выбирать лишь вам.