Сказка о медведихе Медвежатушки испугалися, За медведиху бросалися, А медведиха осержалася, На дыбы подымалася. А мужик-то он догадлив был, Он пускался на медведиху, Он сажал в нее рогатину, Что повыше пупа, пониже печени. Грянулась медведиха о сыру землю, А мужик-то ей брюхо порол, Брюхо порол, да шкуру сымал, Малых медвежатушек в мешок поклал, А поклавши-то домой пошел.«Вот тебе, жена, подарочек, Что медвежия шуба в пятьдесят рублев, А что вот тебе другой подарочек, Трои медвежата по пять рублев».
Из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки-лучи багровые. загорались ярким пламенем сосны старые, могучие, наряжали сетки хвойные в покрывала златотканые. а кругом роса жемчужная отливала блестки алые, и над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. в это утро вместе с солнышком уж из тех ли темных зарослей выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка. позади ватагой стройною подвигались лебежатушки. и дробилась гладь зеркальная на колечки изумрудные. и от той ли тихой заводи, посередь того ли озера, пролегла струя далекая лентой темной и широкою. уплывала лебедь белая по ту сторону раздольную, где к затону молчаливому прилегла трава шелковая. у побережья зеленого, наклонив головки нежные, перешептывались лилии с ручейками тихозвонными. как и стала звать лебедушка своих малых лебежатушек погулять на луг пестреющий, пощипать траву душистую. выходили лебежатушки теребить траву-муравушку, и росинки серебристые, словно жемчуг, осыпалися. а кругом цветы лазоревы распускали волны пряные и, как гости чужедальние, дню веселому. и гуляли детки малые по раздолью по широкому, а лебедка белоснежная, не спуская глаз, дозорила. пролетал ли коршун рощею, иль змея ползла равниною, гоготала лебедь белая, созывая малых детушек. хоронились лебежатушки под крыло ли материнское, и когда гроза скрывалася, снова бегали-резвилися. но не чуяла лебедушка, не видала оком доблестным, что от солнца золотистого надвигалась туча черная — молодой орел под облаком расправлял крыло могучее и бросал глазами молнии на равнину бесконечную. видел он у леса темного, на пригорке у расщелины, как змея на солнце выползла и свилась в колечко, грелася. и хотел орел со злобою как стрела на землю кинуться, но змея его заметила и под кочку притаилася. взмахом крыл своих под облаком он расправил когти острые и, добычу , замер в воздухе распластанный. но глаза его орлиные разглядели степь далекую, и у озера широкого он увидел лебедь белую. грозный взмах крыла могучего отогнал седое облако, и орел, как точка черная, стал к земле спускаться кольцами. в это время лебедь белая оглянула гладь зеркальную и на небе отражавшемся увидала крылья длинные. встрепенулася лебедушка, закричала лебежатушкам, собралися детки малые и под крылья схоронилися. а орел, взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся, и впилися когти острые прямо в шею лебединую. распустила крылья белые белоснежная лебедушка и ногами помертвелыми оттолкнула малых детушек. побежали детки к озеру, понеслись в густые заросли, а из глаз родимой матери покатились слезы горькие. а орел когтями острыми раздирал ей тело нежное, и летели перья белые, словно брызги, во все стороны. колыхалось тихо озеро, камыши, склонясь, шепталися, а под кочками зелеными хоронились лебежатушки
Сон подобный смерти. Жизнь в Обломовке природо подобна здесь всё идёт обычным предписанным природой порядком. Символом Обломовки стал сон. Во сне показаны первые бессознательные детские впечатления формирующие натуру будущего человека. Недаром патриархальные картины жизни в родном доме навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни спокойной и сытой. И никакое последующее влияние не смогло его серьёзно поколебать. В обломовском доме в Илье воспитывали чувства избранчиства и бессознательного эгоизма. С детства в нем были заложены основы нравственного иждивенства. Предопределившие трагедию его жизни. Глава сон Обломова объясняет почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя - результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда.
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-то он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину,
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол, да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».