Разве у Раскольникова или у Сонечки Мармеладовой - есть правда? Вам, наверно надо такое -
Противопоставляя индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление» приводит его к «наказанию» , которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества. В христианском смирении Сони Раскольников видит путь к и искуплению этой вины.
Но не так прост Федор Михайлович - Однако суть идеологических споров в «Преступлении и наказании» далека от однозначных решений. Достоевский вовлекает читателя в острейшую полемику по коренным вопросам мировоззренческого характера. Так, например, обстоит дело с проблемой бунта и смирения. В принципе ответ, казалось бы, ясен: бунт Раскольникова осужден, возвеличивается христианское смирение Сони. И все же для писателя далеко не все в бунте Раскольникова представляется ошибкой, да и весь роман не может рассматриваться лишь как апология смирения. С этой точки зрения важна оюжетная линия, связанная с Катериной Ивановной, особенно эпизоды, когда она, в свою очередь, поднимается до прямого бунта, выражая горькое сомнение в небесной справедливости. Отказываясь от предсмертной исповеди, Катерина Ивановна кричит: «На мне нет грехов!. . Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!. . А не простит, так и не надо!.. » Это бунт, которому писатель ничего противопоставить не может. Аналогичная коллизия возникнет и в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы» .
Образ Пугачева в повести Пушкина "капитанская дочка" является одним из центральных. Пугачев похож на героя казацких песен и былин. Офицеры царской армии представляли Пугачева злодеем, занятым грабежами и разбоями. "Донской казак и раскольник Емельян Пугачев, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и убийства. Должны вы, немедленно принять надлежащие меры к отражению злодея и самозванца". Но простые крестьяне видят в нем талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания. "Грех высказать, на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал" - Говорила Пушкину восьмидесятилетняя казачка, когда он расспрашивал людей о Пугачеве. "Это для тебя он Пугачев, а для меня он был великий правитель Петр Федорович," – отвечал сердито старик Д. Пьянов.
В повести Пугачев появляется сначала как некая загадочная фигура, он – то ли беглый каторжник, то ли пьяница. Но "горящие глаза", о которых Пушкин упоминает почти во всех эпизодах с Пугачевым, привлекают чуткость и говорят о человеке необычном, умном, сильным духом. "Наружность показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали". "Пугачев в креслах на крыльце комендантского дома. Высокая соболья шапка… была надвинута на его сверкающие глаза".
Пушкин подчеркивает в этом герое ум, сметливосить, храбрость, связь с народом. Пугачев жесток и безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта: "Присягай, - сказал ему Пугачев, - Государю Петру Федоровичу!" Ты на не государь… Ты Дядюшка, грабитель и самозванец!" Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника." " Унять старую ведьму!" - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблей по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца".
Но Пугачев помнит и добро, ценит искренность, правдивость и верность чести. Он не мстителен. Он только нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С настоящей широтой души он говорит: "Казнить так казнить, миловать так миловать" и отпускает Гринева с невестой, дав ему пропуск во все подвластные ему области. Пушкин выражал в Пугачеве черты характера русского народа: добродушие, смелость, простосердечие.
Пугачев отчаянный человек, не напрасно он рассказал Гриневу калмыцкую сказку с ее знаменитыми словами: "Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться активный крови, а там что Бог даст".