в романе а.с. пушкина «евгений онегин» выведен женский идеал автора. его выразителем является татьяна ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». в этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей. впервые мы встречаемся с татьяной во второй главе романа. автор знакомит нас со старшею сестрой ольги лариной. татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра. с самых первых строк автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно воспоминанье старины иль девичьей»). кроме того, она столь ярка и красива, как ольга. наоборот, татьяна «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива…» с самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, . татьяну привлекали необычные вещи: страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей. она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «она любила на зари восход…» автор подчеркивает, что его героиня близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. вся она воплощение гармонии и непосредственности. возможно, именно поэтому татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «она ласкаться не умела к отцу, ни к матери своей…» она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей. что же читала эта героиня? в основном, это были французские любовные романы. там татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей быта.
героев “Капитанской дочки” реально
существовали только Пугачев со своими
сподвижниками и государыня Екатерина.
Благодаря мемуарной форме повествования
изображение этих персонажей снижено,
лишено тех стереотипов, с которых
часто изображают “великих людей”.
Читатель не видит ни великих полководцев,
ни знаменитых государственных деятелей, он
видит живых людей; нет здесь героических
баталий, более того, описания их по
возможности опускаются, как, например,
опущен авторский рассказ об осаде
Оренбурга.
Многие
события, описанные в романе, не имели
решающего значения для истории, но,
несмотря на это, можно говорить о героях
Пушкина как о подлинно великих людях.
Главный герой романа, от лица которого
ведется рассказ, с самого начала
воспринимается не очень серьезно.
Незамысловатая биография этого молодого
барина-недоросля не дает возможности
увидеть в нем больших человеческих
достоинств, тем более величия. А первые
серьезные потрясения в его жизни
нарисованы все-таки довольно комически.
Например, описание его дуэли со Швабриным
совершенно соответствует эпиграфу к этой
главе: “Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою натуру!”
Смешно на
первый взгляд и окружение Гринева в Бело-горской
крепости (не говоря уже о ней самой —
деревушке, обнесенной частоколом).
Комичны и
девка Палашка, торжественно несущая
арестованные шпаги на хранение в чулан, и
Марья Ивановна, падающая без чувств,
услышав, как Иван Кузмич вздумал палить из
пушки на именины Василисы Егоровны, и
простодушный комендант, находящийся под
каблуком своей жены, обучающий “солдатушек”
бесполезной для них строевой науке, и
хитроумная Василиса Егоровна, которая так
ловко выведала у Ивана Игнатьича тайну о
пугачевском восстании. Да и Иван Игнатьич
особыми заслугами не отличается, вот разве
что нитки умеет держать при сматывании их в
клубки. Жизнь в Белогорской крепости проста
и спокойна — до поры до времени.
Но
разительно изменяются и сразу становятся
серьезнее, глубже, сложнее образы героев
при приближении опасности. “Барское дитя”
— Гринев исполнен решимости защищать любой
ценой свою возлюбленную от опасности;
Василиса Егоровна, прекрасно сознавая всю
серьезность положения (“в животе и смерти
бог волен”), не соглашается оставить мужа и
схорониться за каменными стенами Оренбурга.
Трудно предположить, чтобы кто-нибудь из
обитателей Белогорской крепости всерьез
рассчитывал на ее неприступность. Любому
здравомыслящему человеку было понятно, что
крепость не имела большого стратегического
значения, что оборонять ее было бесполезно.
Но Иван Кузмич не сдается сразу на милость
победителя, а будет отстреливаться из пушки,
даже попытается поднять своих “солдатушек”
нанести хоть
какой-нибудь
удар по врагу, что означало верную гибель
гарнизона. У Мироновых или у Ивана
Игнатьича не может возникнуть даже мысли об
измене присяге. И эта невозможность
поступиться своими моральными принципами,
верность долгу делает из этих незаметных и
полукомических персонажей настоящих
героев.
Иван Кузмич,