1. Знакомство с Иваном и его братьями 2. Чудо-юдо 3. Снаряжение сыновей в дальнюю дорогу 4. Избушка5. Калиновый мост 6. Дозор старшего брата 7. Борьба Ивана и шестиголового чудо-юды 8. Дозор среднего брата 9. Борьба Ивана и девятиголового чюды-юды .10. В дозор пошел Иван 11. Встреча Ивана с двенадцати головым чудой-.дой .12. Иван победил чудо-юду. 13. Дорога домой 14. Старая змеиха. 15. Старая змеиха повержина. 16. Возвращение братьев домой
Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.
Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму оскалила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.
В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описывается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.
Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано уничтожить.
Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненастный, давно но и вечер был темнее ночи».
Наделенный необычайной силой, работо и добротой дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.
«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправная.
Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.
Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из деревни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «крепко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он выполнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-нибудь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обязанности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стукнул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек большой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.
Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безответной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей силой своего сердца несчастный Герасим привязался к им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепостного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внимание символический смысл немоты Герасима. Ничего не может сказать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего простого русского народа.
Очень редко можно найти произведение, которое будет не только читаемым, но и интересным. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», превосходно сочетает в себе эти два фактора, благодаря чему и заслуживает столь большую популярность в школьной литературе. Рассказ читается достаточно легко, и в процессе чтения очень легко уловить суть прочитанного. Сразу становится ясно, что именно хотел подать автор. Тургенев, будучи самым настоящим патриотом России, сильно переживал за судьбу своей любимой страны. Как известно, в те времена было введено крепостное право, что сильно ограничивало права людей, более того — делало их абсолютно бесправными. Тургеневу это ясное дело было не по душе, и он активно пишет об этом в своих рассказах. Образ Герасима есть олицетворением всех простых крестьян, которые не могут ничего поделать со своими угнетателями, оставаясь в тихой, беспрекословной покорности. Ясное дело, что они ожидают вырваться из гнета, но у них ничего не получается. Проблема бесправия простых людей — вот основная тема рассказа «Муму». На второй план в повествовании отходит такая проблема как: привязанность к кому-то. На примере Герасима, который сильно привязался к им самим собачке, можно четко увидеть то, что автор хотел передать насколько тяжелым иногда может быть процесс расставания со своим другом. Зависимость от кого-то, равно как и привязанность делает людей слабыми, уязвимыми. Третья проблема, описанная в рассказе «Муму» — это некая «психология раба», что можно наблюдать в слепой смиренности Татьяны (возлюбленной Герасима), которая подчинилась приказу старой барыни выйдя замуж за Капитона. Также ярким примером этого можно считать и бесспорное повиновение Герасима своей госпоже при убийстве своего любимого пса Муму. Наконец четвертая проблема, хорошо заметная каждому читателю, это, несомненно, банальный человеческий эгоизм. Тургенев подал в лице эгоистичной барыни качества присущие многим тогдашним помещикам, которые думали только о себе, а остальных людей считали своими вещами… Я считаю, что не зря в список школьной литературы была внесена данная книга, ведь она раскрывает те болезненные проблемы, с которыми сталкивались наши предки, и большинство из которых существуют и по сей день. Рассказ Тургенева учит думать, и заставляет размышлять над событиями давно забытых времен
2. Чудо-юдо
3. Снаряжение сыновей в дальнюю дорогу
4. Избушка5. Калиновый мост
6. Дозор старшего брата
7. Борьба Ивана и шестиголового чудо-юды
8. Дозор среднего брата
9. Борьба Ивана и девятиголового чюды-юды
.10. В дозор пошел Иван
11. Встреча Ивана с двенадцати головым чудой-.дой
.12. Иван победил чудо-юду.
13. Дорога домой
14. Старая змеиха.
15. Старая змеиха повержина.
16. Возвращение братьев домой