общинный председатель ермил гирин появляется в первой части поэмы в качестве героя , которую странникам рассказывают в одном из сёл. (часто используемый здесь приём – в поэме «кому на руси жить хорошо» герои зачастую вводятся как персонажи вставных рассказов). его называют первым кандидатом в счастливцы: избранный бурмистром за ум и честность, ермил семь лет справедливо отправлял свою должность и заслужил глубокое уважение всей общины. лишь раз позволил он себе злоупотребить властью: не отдал в рекруты младшего брата митрия, заменив его сыном одной из крестьянок. но совесть до того мучила ермила, что он чуть было не покончил с собой. положение спасло вмешательство барина, который вернул несправедливо отправленного на службу крестьянина. однако ермил после этого ушёл со службы и сделался мельником. он продолжал пользоваться почётом среди крестьян: когда арендованную им мельницу продавали, ермил выиграл торг, но у него не оказалось при себе задатка; мужики за полчаса собрали для него тысячу рублей и спасли от разорения.
однако же ермила гирина внезапно оканчивается сообщением рассказчика, что бывший бурмистр сидит в остроге. по отрывочным намёкам можно понять, что арестовали гирина за то, что он не пожелал властям усмирять бунт в своей деревне.
матрёна корчагинаматрёна тимофеевна корчагина по прозвищу губернаторша – один из самых ярких женских образов классической .
матрёна – немолодая женщина «лет тридцати восьми» (для крестьянки возраст немалый), сильная, статная, по-своему величественная. в ответ на вопрос странников, счастлива ли она, матрёна рассказывает им своей жизни, крайне типичную для крестьянской женщины того времени.она родилась в хорошей, непьющей семье, родители её любили, однако же после замужества она, как и большинство женщин, попала «с девичьей холи в ад»; родители мужа заставляли её работать, не покладая рук, свекровь и золовка над ней издевались, свёкор же был пьяницей. муж, всё время пропадавший на заработках, не мог за неё вступиться. единственной поддержкой ей был дед свёкра, старый савелий. матрёне многое пришлось пережить: издевательства родни мужа, гибель любимого первенца, домогательства господского , неурожай и голод. терпение её сломилось, когда её мужа без очереди забрали в солдаты. отчаявшаяся женщина пешком дошла до города, отыскала дом губернатора и бросилась в ноги его жене, прося заступиться. губернаторской жены матрёне вернули мужа. с этих пор она и получила своё прозвище и славу счастливицы. однако же неизвестно, что ждёт её в будущем; как говорит сама матрёна, «ключи от счастья женского/…/заброшены, потеряны/ у бога самого! ».
гриша добросклоновсын дьяка, семинарист гриша добросклонов появляется уже в эпилоге поэмы. для автора он фигура важная, олицетворяющая новую социальную силу общества – интеллигента-разночинца, выходца из низов, всего добившегося в жизни исключительно своим умом и стараниями, но ни на мгновение не забывающего о народе, из которого он вышел.
гриша вырос в бедной семье, мать его рано умерла, отцу прокормить гришу и его брата было не по силам; лишь крестьян их удалось поднять на ноги. выросший с чувством глубокой признательности и привязанности к простому народу, гриша уже в пятнадцать лет решает сделаться его заступником и . народное счастье для него – просвещение и свобода; в образе гриши добросклонова ясно просматривается тип революционера из народа, который автор хотел сделать примером для прочих сословий. очевидно, что устами этого героя некрасов выражает свою гражданскую позицию и собственное мировоззрение.
В лирике Лермонтова исследователи выделяют более тридцати мотивов. Основными из них являются мотив свободы, мотив борьбы и мотив одиночества.
Мотив свободы — один из центральных в творчестве Лермонтова. С особой силой он звучит в произведениях, в которых отразились связь с эпохой и наследием декабризма, протест против самодержавия и крепостничества. Многие из этих произведений имеют яркую политическую окраску.
Обличительный пафос и представление о свободе как о необходимом условии творчества сливаются воедино в стихотворении «Смерть поэта», посвященном трагической гибели Пушкина. По Лермонтову, смерть величайшего русского поэта — вовсе не амурная история, завершившаяся дуэлью. Он обвиняет светское общество в том, что оно разжигало «пожар» в душе поэта, специально подталкивало его к роковому шагу.
Мотиву свободы (по принципу контраста) у Лермонтова противостоит мотив неволи, узничества. Особо остро он звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» и в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»)
Для романтического героя Лермонтова нет жизни без борьбы. И в первую очередь это борьба не с кем-то или чем-то, но игра избыточных жизненных сил почувствовать полноту, сконцентрированность бытия. «Так жизнь скучна, когда боренья нет», — скажет поэт в стихотворении «1831, июня 11 дня». Протест против общества и порядков, в нем царящих, — лишь следствие посягательств общества на индивидуальную свободу личности.
Мотив борьбы раскрывается, например, в стихотворении «Парус», где мятежность лирического героя выражается не только в уходе от общества («парус одинокий»), но и в его жажде бури («а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»).
Мотиву борьбы (также по принципу контраста) противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Это отразилось в стихотворениях «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», но наиболее ярко — в стихотворении «Дума».
В своем стремлении к идеалу, к жизни в полную силу, к искренним, не омраченным злобой, завистью, корыстью, взаимоотношениям лирический герой Лермонтова оказывается трагически одинок.
Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается Лермонтовым во многом традиционно для романтической поэзии. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе
Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — его мучение, но и его единственный путь.
Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Романтический герой Лермонтова всегда странник. Он скитается по свету в поисках применения своих необъятных сил. Однако мятежной душе все же свойственно стремиться к человеческим чувствам. Душа лирического героя жаждет любви, дружбы
Но даже встреча с родной душой не приносит желаемого облегчения. Расставание неизбежно. Слишком разными оказываются эти на первый взгляд «родные души». Наиболее ярко это отобразилось в стихотворении «Утес». Тучка золотая, которая «ночевала на груди утеса-великана», уже утром покидает его. Выбор столь различных по своей физической сути героев в стихотворении не случаен (утес и тучка) — он подчеркивает их несовместимость, является своего рода предпосылкой расставания.
Одиночество в мире Лермонтова становится фатальным. Любая нить, связывающая лирического героя с другими людьми обречена порваться, любая связь приводит к разлуке. Стремление обрести действительно родную душу становится несбыточной мечтой, неким неосуществимым идеалом, который можно увидеть лишь во сне. Только во сне утес и тучка могут быть вместе навеки, только во сне сосна и пальма могут обрести совместное счастье.
Итак, в лирике Лермонтова можно выделить достаточно большое количество различных мотивов. Главными среди них, вокруг которых группируются остальные, можно считать мотивы свободы, борьбы и одиночества.
Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние не только на тех поэтов, которые шли вслед за ним, но и на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.