Основной идейный пафос поэмы «Мцыри» — «протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни»[7]. «Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма.
Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами „Демон“ и „Мцыри“ эпоху высокого романтизма завершил. 20 лет между 1820 и 1840 гг. стали, быть может, самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю. Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, он из года в год переходит из произведения в произведение. Он одинок. Как парус в тумане моря голубом, как пленный рыцарь в своей темнице, как Демон.
Романтическое двоемирие представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к трансцендентальному (потустороннему) идеалу, к Богу.
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
1836-1837. (Б. М. Эйхенбаум высказал мнение, что в стихотворении говорится о П. Я. Чаадаеве, подвергшемся в 1836 г. преследованиям за «Философическое письмо».)
Лермонтов, самый молодой из великих романтиков, был обогащен опытом Байрона, Гейне, Пушкина, Гюго, всей предромантической и романтической литературы, начиная с Гете, Шиллера, Жуковского и кончая Бенедиктовым. Тот тип романтической личности, который был только что описан, в большей мере близок романтическому герою европейской поэзии вообще. Разумеется, у каждого большого поэта лирика неповторимо своеобразна. О своеобразии Лермонтова мы и будем теперь говорить.
В некоторых весьма значительных стихотворениях душа лирического героя стремится навстречу Богу, природе, людям. Она открывается любви и добру, смягчается до самозабвения... <...> До конца жизни у Лермонтова происходило переслоение гармонической и пессимистической линий лирики. Трудно понять и объяснить, какой психологический механизм стоит за этим явлением. Словно бы в поэте уживаются две личности и попеременно проявляются в творчестве. Или словно бы в этом сложнейшем механизме присутствуют два регистра, и поэт, по своему желанию или непроизвольно, включает то один регистр, то другой. Поразительно, что та же закономерность наблюдается в жанре поэмы. Над „Демоном“ поэт работал всю сознательную жизнь; есть основания предполагать, что „Мцыри“ был задуман за девять лет до написания. И вот сквозь годы Лермонтов пронес и осуществил в „Демоне“ пессимистический вариант, в „Мцыри“ гармонический вариант романтического героя...»[8]
Романтизм — миропонимание, осознающее несовершенство окружающего мира.
В художественном творчестве романтизм проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир.
«Своеобразие Лермонтова в том, что через его лирику, сквозь „магический кристалл“ его поэтического восприятия мира, перед нами выступает трагедия романтического персонали́зма. Персона (лат. persona — личность) — особа, личность, человек, лицо. Вся правда персонализма[9], все то, чем он полон, остается без воплощения, ибо человек свободен вовсе не как орел, который свободен в своих внешних движениях; человеку нужна еще свобода духа, то есть свобода с Богом. Верно, конечно, что чаша жизни, которую мы пьем, не наша, что наша личность не абсолютна, что она относится к сфере тварного бытия, — но именно потому, что мы принадлежим вовсе не себе, а Богу, именно потому есть глубочайшая неправда в остановке духа на самом себе. Мятеж не есть и никогда не может быть выходом,— через мятеж нельзя достигнуть покоя. Лермонтов был и остается для нас связанным не запросами его личности, то есть не своим персонализмом; связывал его романтизм, его прикованность к земному бытию»
Объяснение:
1. Что побудило
Грибоедова бросить университет и поступить добровольцем в армию?
в) Вторжение Наполеона в Россию
2. Автор «Горя от ума»
погиб
в) в Тегеране, во время нападения на русскую миссию
3. Литературное течение
конца XVIII – начала XIX веков, характеризующееся культом
чувства. А не разума в оценке добра и зла – это…
а)
сентиментализм
4. Кто из героев
комедии «Горе от ума» первым сочиняет и распускает слух о сумасшествии
Чацкого?
а)
Софья
5. Кто и кому дает
характеристику: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
а) Лиза –
Скалозубу
6. Последняя фраза
комедии:
а) Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
7. Какая из критических
статей посвящена комедии Грибоедова?
б) И. А.
Гончаров «Мильон терзаний»
8. «Горе от ума»
считается первой русской пьесой, относящейся именно к этому литературному
направлению:
в) реализм
9. Кому принадлежит
следующая фраза: Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
а) Чацкому
10. Какая из проблем не
нашла отражения в «Горе от ума»:
б) проблема
женской независимости
11. Укажите годы жизни
А. С. Пушкина
а)
1799-1837
12. В каком городе родился
А. С. Пушкин?
а)
Москва
13. Назовите первое
стихотворение А. С. Пушкина:
а) «К другу
стихотворцу»
14. Какая дата,
связанная с основанием Лицея, не раз встречается в лирике А. С. Пушкина?
г) 19 октября
15. Из какого
стихотворения А. С. Пушкина взяты эти строки:
И
долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
в)
« Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
16. Какое из
стихотворений не относится к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина?
а) " Зимнее утро "
17. Художественное
направление, характеризующее правдивое отображение действительности – это …
а) реализм
18. Какое средство
выразительности присутствует в данном отрывке:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа
кипит и замирает…
б) метафора
19. Какое стихотворение не относится к любовной
лирике А. С. Пушкина:
г) «Кавказ»
20. Какую сказку
написал А. С. Пушкин:
б) «Сказка о царе
Салтане…»