Царь Салтан женился на одной из трёх сестёр и уехал на войну, оставив беременную молодую жену на попечение её сестёр и своего двора. Сёстры оклеветали царицу, написав, что она родила "неведому зверушку".Царь - отец поверил им и велел заточить царицу с ребёнком в бочку и бросить в океан, что и было выполнено.. Долго носило их по волнам, за это время ребёнок подрос, но наконец выбросило на берег, где они и вышли из бочки. Однажды на охоте Гвидон от коршуна белую лебедь и та отблагодарила его, создав город, в котором он стал князем. Каждый раз узнавая от гостей ( купцов) о чудесах, известных в мире, он просит лебедь о них и получает требуемое. Слухи о чудесах князя Гвидона доходят до царя Салтана вместе с самим князем Гвидоном, обратившимся в комара и ужалившим по очереди всех тёток. В конце князь Гвидон женится на царевне Лебедь. а его отец приезжает к нему в гости.
Повествование был прописан согласно воспоминаниям выпускника тела – Г. Д. Похитова. Герои повествования — настоящие общество; данное создает история в особенности интенсивным и веским. Лесков восхитительно доказывает сформулированную им тут ведь идея о этом, что же единой мощью, что всесильно функционирует в воспитании, представляется мощь индивидуального образца. Абсолютно всем кадетам желалось являться схожими в генерала Перского, возглавлявшего оболочка: они пародировали ему в выдержанности, искренней чистоте и подлинной порядочности. Лесков сообщает о ином собственном богатыре – экономе тела Боброве: «Рацей некто никогда в жизни никак не Декламировал, а только лишь проживал пред нами и сохранился существовать в последствии этого, равно как его в завершении сорокового лета службы… похоронили» в государственный расчет, таким (образом равно как целый собственный доход Город давал «в приданое» выпускникам, никак не владевшим денег.
Праведники Лескова – жертвенные работники, владевшие огромным сердечком и хрустальной Правдивостью. Им «провидение возложило такое количество Посторонних ребят, что же им раньше существовало размышлять о собственных». Они никак не разыскивали буква домашних успокоений, буква чинов, буква наслаждений, буква популярности. Они обороняли собственных подшефных с оскорбления, высоконравственного падения либо с угрозы, рискуя иногда никак не только лишь своей карьерой, однако и абсолютно всем, что же им существовало недешево, равно как данное, к примеру, произошло в период декабрьского возмущения. И протеже выплачивали им признательной симпатией, сберегая данное Ощущение вплоть до окончания собственных суток.
Рассказ о данных праведниках пленяет читателя: мощь их образца и ему может показаться на первый взгляд непобедимой. Нынешний чтец раскрывает с целью себе практически позабытый общество искренней красы и подлинного великодушия. Очаровательность изображенных Лесковым людишек таким (образом велико, что же правомочно бодрить в любом, кто именно соприкоснется с ними, атмосфера религии, милосердия и развеселой жажды служения… И в том числе и в случае если данное случится только в миг, в душе ранее никак не пропадет его полезный отпечаток.