В качестве эпиграфа взят отрывок из поэмы В. А. Жуковского "Светлана":
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой.. .
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы.. .
Что касается смысла эпиграфа, то читатели того времени прекрасно знали творчество Жуковского и понимали намёк, содержащийся в этих строчках. Дело в том, что главная героиня Жуковского, оказавшись в метельную ночь лицом к лицу с мертвым женихом, взывает к Богу, и всё, что приключилось ночью, оказывается лишь сном. А утром к ней приезжает жених, живой и невредимый. Другая же героиня Жуковского, Людмила, оказавшись в похожей ситуации, ропщет, а потому погибает. Смысл заключался в том, что всё, что случается с человеком, происходит по воле Провиденья. Повесть Пушкина "Метель" фактически о том же. Главная героиня, Марья Гавриловна, едет тайно венчаться в метельную ночь с любимым молодым человеком, но, по иронии судьбы, оказывается обвенчанной совсем с другим. Её возлюбленный, узнав об этом, уезжает на войну и погибает там. Спустя несколько лет она встречает Бурмина, которого полюбила по-настоящему, но не может ответить на его любовь, потому что обвенчана с человеком, имени которого не знает. Бурмин рассказывает Марье Гавриловне, что и он не может жениться на ней, так как женат, но имени своей жены не знает, так как был обвенчан случайно, заехав в церковь укрыться от бушующей метели. Только тогда молодые люди понимают, что Провидение свело их в ту ночь, и преграда рушится. Таким образом, эпиграф не только воссоздаёт картину страшной метели, но и наводит читателя на мысль о неслучайности всего происходящего в жизни.
жанр рубаи был чрезвычайно популярен в восточной , но именно хайям придал ему художественно совершенную форму. древние переписчики произвольно соединяли стихотворения хайяма с четверостишиями других поэтов. так произошла путаница, в результате которой ему было приписано около двух тысяч стихотворений. но только за сотней из них специалисты твердо признали авторство хайяма.
что же позволило ученым отделить хайямовские произведения от рубаи других поэтов? рука мастера, которая превращала каждое четверостишие в изящную поэму, отличавшуюся особым смысловым наполнением и особым художественным исполнением. для рубаи хайяма характерно неповторимое сочетание силы чувств со смелостью мысли, масштабности поставленных философских вопросов с , как бритва, афористичностью поэтического языка. в качестве примера этих свойств хайямовской лирики можно прославленное четверостишие, в котором с почти плакатной меткостью выражений поэт отстаивает ценность человеческого достоинства: