Бауыржан Момышұлы (24 желтоқсан 1910 жыл - 10 маусым 1982 жыл) — Кеңес одағының батыры, жазушы, Екінші дүниежүзілік соғыстың даңқты жауынгері, әскери қолбасшы, стратег және тактик.[1]
Батыс майданындағы 16 армияның 316 (1941 жылдың қарашасынан бастап 8-гвардиялық Қызылту атқыштар дивизиясы 1073 атқыштар полкінің (1941 жылдың қарашасынан 19 Гвардия полкі) және батальон командирі. Ұлы Отан соғысына генерал-майор И.В. Панфилов басқарған әйгілі дивизиясының құрамында 1941 жылдың қыркүйек айынан бастап қатысты. Батальон командирі ретінде аға лейтенант Бауыржан Момышұлы Мәскеу үшін шайқаста 207 рет ұрысқа қатысты. 1941 жылдың 16-18 қараша күндері вермахтың Мәскеу бағытында екінші мәрте жасаған жорығы кезінде аға лейтенант Момышұлы басқарған батальон дивизиядан қашықта, Матронино деревнясының жанында Волоколамск тасжолында асқан ерлікпен ұрыс жүргізді. Білікті комбаттың басшылығы арқасында 3 күн бойы фашистер шабуылын тойтарып, батальон үлкен шығынсыз, ұрысқа қабілетті жағдайда қоршаудан шығады
Объяснение:
портрет Дон Кихота:
"Шлем – надтреснутое блюдо,
Щит – картонный, панцирь жалкий...
В стременах висят, качаясь,
Ноги тощие, как палки"
Герой Мережковского комичен и жалок в своём
стремлении походить на настоящего рыцаря, что
подчеркивают ЭПИТЕТ "хромая кляча,
СРАВНЕНИЕ"ноги тощие, как палки".
Здесь поэт следует за Сервантесом, постоянно
заостряет внимание на особенностях неказистой
наружности своего героя.
Сервантес обозначает суть недуга, овладевшего душой
его героя, побуждающего проявлять те странности и
чудачества, которые и составляют сюжет романа:
"мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и
вовсе потерял рассудок"
Эта болезнь и заставляет Дон Кихота видеть в мельницах
злых великанов, в медном тазе-волшебный шлем.
Такое же восприятие реальности присуще и герою
Мережковского:
"Для него хромая кляча-Конь могучий Росинанта,
Эти мельничные крылья-Руки мощного гиганта"
Однако в этих строках утрачивается иронический подтекст.
Мережковский подчеркивает, что стремление героя изменить
мир, домыслить его в своем воображении достойно уважения.
В отличие от Сервантеса, он не видит в заблуждении Дон
Кихота "болезни".
Объяснить это можно эстетикой символиста
Мережковского.
Дон Кихот преображает и своего верного оруженосца.
В романе героСанчо предстает трусоватым, хитрым и
прагматичным.
В стихотворении Мережковского появляются иные
акценты:
"Санхо Панца едет рядом;
Гордый вид его серьезен:
Как прилично копьеносцу,
Он величествен и грозен."
Величественным и грозным копьеносцем Санчо Панса
предстает лишь в воображении своего господина, что
подчеркивается авторской иронией.
Центральная часть стихотворения-встреча Дон Кихота
с сельскими жителями.
Необычная роль проповедника, идеолога, столь не
свойственная ДонКихоту Сервантеса, довольно органична
для героя Мережковского.
Он подчеркивает губительное влияние мертвой
схоластики на духовное развитие Дон Кихота.
Сервантес тоже причиной помешательства своего
героя называет книги.
Сухие теоретические рассуждения, книжные истины
заменили Дон Кихоту реальную жизнь.
Герой Сервантеса, сражающийся с ветряными
мельницами, превращается у Мережковского в
человека, пытающегося побороть зло восторженными
и пылкими речами:
"Люди добрые, ликуйте, –
Наступает праздник вечный:
Будут все равны; друг друга
Перестанут ненавидеть…"
Всё миросозерцание Дон-Кихота сводится
к наивному идеализму. Этими объясняется характер
его речи, её приподнятость, торжественность стиля,
для которого характерны слова высокой лексики
(гимн победный, угнетенный народ и др.)
Такую манеру изложения перенял он из рыцарских романов.
Речь героя не более чем набор красивых фраз. Именно
поэтому она не производит на окружающих впечатления.
"Он в толпе крестьян голодных,
Вместо хлеба, рассыпает
Перлы мыслей благородных"
Слова героя смешны, поскольку адресованы
"крестьянам голодным", которые не в силах понять
высоких идеалов Дон Кихота, призывающего
бороться за равенство, в то время как рыцарь не может
постичь их насущных нужд.
Значительная часть произведения Мережковского-
галерея портретов сельских обывателей: от пастора
до крестьянских детей (почтенный патер, цирюльник,
лавочник, трактирщик). Именно во взаимодействии
с окружающими раскрывается сущность героя.
Но у всех слова рыцаря вызывают одно и то же:
непонимание, изумление и смех:
" И хохочут, и кидают грязью в рыцаря мальчишки