Рассказ "Деловые люди", давший название всему сборнику О’Генри, размещен в самом начале. В нем писатель показывает, как чувства и эмоции людей прорываются сквозь декларируемый ими прагматизм, вмешиваясь в продуманные планы. И что-то идет не так…
Актер Боб Харт приглашает молодую талантливую актрису Вийону Черри для совместной работы в написанном им скетче – маленькой пьесы для «двух с половиной» персонажей. Девушка соглашается, но ставит условие, что отношения будут чисто деловыми. Для уменьшения расходов она предлагает совместное проживание.
Постановка пользуется успехом, компаньоны гастролируют по стране, их охотно приглашают в разные эстрадные программы. Тем более, что актеры имеют безупречную репутацию – отличаются трудолюбием, собранностью, ответственностью, пунктуальностью. Дела идут хорошо, материальная выгода очевидна. Цель Вивьен - приличный счет в банке - почти достигнута, да и Боба - пятикомнатный дом с обслугой - тоже близка.
По ходу скетча героиня из ревности должна стрелять в фото девушки героя. Актриса долгими тренировками отточила мастерство в стрельбе, но через два года на очередной постановке все же промахнулась. Рана Боба несерьезна, однако, Вивьен в истерике. Друг актерского дуэта, фокусник Сэм, поясняет, что Вивьен потеряла голову от любви. Боб растерян: он не задумывался о таком развороте событий, ведь они заключили фиктивный брак еще два года тому назад.
Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка простой». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Хлестакову кажется, что представься лишь случай, и все изменится само по себе. Его и характер соответствует его положению. Хлестаков – «пустейший» человек, «без царя в голове» и не думает о последствиях своих слов и мыслей. Он не хитрый, а наоборот очень легкомысленный. Внешность Хлестакова тоже соответствует его характеру. Он тратит последние деньги на модную прическу и партикулярное платье. Жизненная цель Хлестакова – это развлечения, на которые потратил все деньги. Он сочиняет небылицы про свою жизнь в Петербурге. У Хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он и сам говорил: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Хлестаков – это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия внутренней сущности чиновников. Они привыкли к тому, что в городе они главные. Когда появился Хлестаков, которого они приняли за ревизора, их поведение резко сменилось. В присутствии «ревизора» чиновники показывают небывалую любезность, все приходит в движение, и тем самым показывает их настоящий мир, где, чтобы не заметили равнодушного отношения к своим обязанностям нужно только дать взятку. Поэтому отношение к Хлестакову тоже меняется. Во втором действии городничий приходит в гостиницу к Хлестакову. Городничий боится «ревизора», а Хлестаков уверен в том, что за ним пришли, чтобы забрать в тюрьму. В разговоре они не слышат друг друга, и каждый думает и говорит о своем. Городничий испытывает большой страх перед Хлестаковым и не знает, как дать взятку, но Хлестаков сам попросил деньги в долг. После того, как городничий дал взятку, он почувствовал большое облегчение, если ревизор сам просит деньги, значит бояться нечего.
Хлестаков – наивный и даже наглый человек, он не стесняется брать в долг у почти незнакомых людей, а у Бобчинского и Добчинского практически выпрашивает.
Подробнее - на -