Деякі історичні періоди мають свої унікальні проблеми, вирішення яких представлялося тодішнім сучасникам найбільш актуальним. У деяких випадках ці проблеми дійсно були вирішені, в інших випадках проблеми залишаються актуальними навіть до сьогоднішнього дня. До перших, напевно, варто віднести проблеми твору Жуля Верна “П’ятнадцятирічний капітан”, адже здебільшого вони були вирішені.
Основною проблемою цього роману є проблема рабства. Французький письменник був відкритим противником рабства, неодноразово висловлювався про нього в самій різкій манері не тільки у своїх романах, але і в цілому по життю. У своєму творі він описав цікавий випадок – екіпаж морського судна на чолі з 15-річним Діком Сендом помилково прибув до території однієї з найбільш схильних до рабства держав – до берегів Анголи. Ця африканська країна в часи, описані в романі, вважалася мало не головним світовим центром світової работоргівлі. Саме в Анголі багато людей набирали рабів, які потім транспортувалися в інші країни світу для експлуатації та незаконного вже сьогодні використання. З проблемою рабства також була тісно пов’язана проблема гуманізму. Рабське
життя нічого не коштувала, а тому з рабами поводилися як з дешевими речами, оскільки замість випадково убитих рабів можна було набрати нових. У сучасному світі і суспільстві проблема рабства вже повністю втратила свою актуальність. Рабство незаконно на території всіх країн світу. Більш того, спроби експлуатації одних людей іншими підпадають під дію деяких статей кримінального законодавства, ці дії всіма силами засуджуються усіма владами. Не думаю, що коли-небудь проблема рабства знову стане актуальною для нашого світу.
Людство розвивається в зовсім іншому напрямку, в майбутньому немає місця для работоргівців і рабів, там всі люди будуть рівними. Водночас проблема гуманного ставлення до людей все ще актуальна. Наприклад, навряд чи ми можна ігати гуманне ставлення до людей під час воєн та інших збройних конфліктів.
Коли країни борються між собою, життя звичайної людини практично втрачає свою ціну. Втім, думаю, що і ця проблем незабаром буде вирішена.
Жуль Верн напевно зрадів би, якби дізнався, що проблеми рабства в майбутньому немає. У сучасному світі работоргівля – це злочин, який карається всіма державами і навіть міжнародними судами. Але от проблема гуманізму, також піднята в його романі, все ще дуже актуальна.
У деяких обставинах людське життя перестає цінуватися, в той же час є віра, що ця ситуація буде незабаром виправлена.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства. Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило индивидуализм и эгоизм.
Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 1830-х гг., Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве». Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я падал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...» Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему «было назначенье высокое», позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека сыграть великую роль в жизни народов.
В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтая о славе и о счастье. Одна из основных черт характера его — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной «болезнью». Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин — жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются. Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности. Не случайно Белинский говорил о том, что «...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него». Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей «разработан и очерчен», по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться от «болезни» и заставлял задуматься над и средствами изменения жизни. Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и огромные возможности. Печорин — логическое звено в ряду «странных людей» в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина. «Печорин, — писал Белинский, — это Онегин нашего времени». Как и пушкинский Онегин, Печорин — явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды «сыновей века».
В произведение Лескова русский народ представлен в виде левши. Косой левша на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Однако Левша – искусный тульский мастер, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую блоху и, тем самым, превзойти английских мастеров. Портрет левши говорит о бедности русского народа, и ему неважно как он одевается, и как он выживет, и не умрёт ли с голоду. Русский человек обладает множеством талантов и практически во всех областях жизни. Не смотря на свой внешний вид русские люди, оказываются искусными мастерами и изобретателями. При встрече с самим царём Левша не пугается, а идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван. Левша, деревенский мужик, не боится идти к государю, т. к. уверен в своей правоте и в качестве работы. Умельцы по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Увидеть результат можно в «мелкоскоп» , увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа» . Одаренность русского человека проявилась в успешном развитии науки и технических изобретениях. При этом русский народ был необразованным, но он верили в силы своей страны. – Мы, - говорит, - своей родине привержены. Наша русская вера самая правильная так левша и русский народ привержены своей родине. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского характера остаются неизменными.
Основною проблемою цього роману є проблема рабства. Французький письменник був відкритим противником рабства, неодноразово висловлювався про нього в самій різкій манері не тільки у своїх романах, але і в цілому по життю. У своєму творі він описав цікавий випадок – екіпаж морського судна на чолі з 15-річним Діком Сендом помилково прибув до території однієї з найбільш схильних до рабства держав – до берегів Анголи. Ця африканська країна в часи, описані в романі, вважалася мало не головним світовим центром світової работоргівлі. Саме в Анголі багато людей набирали рабів, які потім транспортувалися в інші країни світу для експлуатації та незаконного вже сьогодні використання.
З проблемою рабства також була тісно пов’язана проблема гуманізму. Рабське
життя нічого не коштувала, а тому з рабами поводилися як з дешевими речами, оскільки замість випадково убитих рабів можна було набрати нових.
У сучасному світі і суспільстві проблема рабства вже повністю втратила свою актуальність. Рабство незаконно на території всіх країн світу. Більш того, спроби експлуатації одних людей іншими підпадають під дію деяких статей кримінального законодавства, ці дії всіма силами засуджуються усіма владами. Не думаю, що коли-небудь проблема рабства знову стане актуальною для нашого світу.
Людство розвивається в зовсім іншому напрямку, в майбутньому немає місця для работоргівців і рабів, там всі люди будуть рівними. Водночас проблема гуманного ставлення до людей все ще актуальна. Наприклад, навряд чи ми можна ігати гуманне ставлення до людей під час воєн та інших збройних конфліктів.
Коли країни борються між собою, життя звичайної людини практично втрачає свою ціну. Втім, думаю, що і ця проблем незабаром буде вирішена.
Жуль Верн напевно зрадів би, якби дізнався, що проблеми рабства в майбутньому немає. У сучасному світі работоргівля – це злочин, який карається всіма державами і навіть міжнародними судами. Але от проблема гуманізму, також піднята в його романі, все ще дуже актуальна.
У деяких обставинах людське життя перестає цінуватися, в той же час є віра, що ця ситуація буде незабаром виправлена.